Приложение МААМ

Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников

Анна Милейко
Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1 этап – информационно-аналитический

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.

Задачи, пути решения

На данном этапе решалась первая задача работы:

Сбор и анализ информации по данной проблеме.

Изучались исследования Л. Н. Павловой, Е. Б. Пилюгиной, М. Г. Борисенко, Л. А. Венгера, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей двух-пяти лет жизни.

Публикация «Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников» размещена в разделах

Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков.

«Весёлые прищепки», Поймай рыбку»,«Нанизывание колец по цвету»

На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития.

2 этап - проектировочный

Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.

Задачи, пути решения

На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор заданий и проведение диагностики.

По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка.

Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

3 этап – творческий

Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики

На этом этапе решалась следующая задача:

Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков.

Задачи, пути решения

Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал:

Краски (гуашь, фломастеры, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, магниты, прищепки, жестяные банки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли с материалом для игр.

4 этап – создание условий для работы с детьми

Цель: развивать у детей познавательные способности.

Задачи, пути решения

На последнем этапе решалась следующая задача:

Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие.

Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому я подготовила консультацию, по данной проблеме для родителей.

Следующим этапом моей работы было проведение обучающего занятия в игровой форме, которое в дошкольном возрасте создаёт положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития.

Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высокий.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1., Чудесный мешочек,

2., Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)

3., Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

4. ,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

5., Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1., Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

2. ,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

3. ,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

4., Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

1. ,Сравни предметы по высоте,

2. ,Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

3. ,Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

4. ,В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

5. ,Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

1. ,Какого цвета не стало,

2. ,Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

3. ,Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

4. ,Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

5. ,Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Тема: «Такие разные зайчики».(Игровое занятие с включением проблемной ситуации).

Цели:

1. Продолжать учить детей различать предметы по величине, и правильно ориентироваться в словах «большой», «маленький».

2. Способствовать накоплению у детей зрительно опыта.

3. Создавать положительную эмоциональную атмосферу при общении с детьми.

Словарная работа: большой, маленький.

Индивидуальная работа: Закрепить понятие «большой», «маленький» с Ромой, Артёмом, Софой.

Материал и оборудование: Игрушки «Заяц» (большой, «Заяц» (маленький, домики - большой и маленький, кубики большие и маленькие, морковки большие и маленькие.

Ход занятия:

I часть: Вводная.

Сюрпризный момент.

Ребята находятся в приемной.

Воспитатель:

-Ребята, мы сегодня с вами пойдем в гости к зайчикам.

Ребята заходят в группу.

Воспитатель:

-Мы пришли с вами в гости к зайчикам. Здравствуйте, зайчики.

Дети:

-Здравствуйте, зайчики.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите какие они разные. Почему? (ответы детей). А какие у них домики? (ответы детей).

II часть: Основная часть.

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, а зайчики у нас сидят такие грустные и не играют вместе. Давайте их спросим, что случилось?

На полу разбросаны большие и маленькие кубики.

Зайцы отвечают:

- Мы играли своими кубиками, а потом они у нас перемешались, и мы не можем их собрать. Поэтому мы грустные.

2. Привлечение детей к участию разрешения проблемной ситуации.

Воспитатель:

-Ребята, давайте поможем зайчикам разобраться с кубиками.

(Каждый ребенок берет по два кубика: один большой кубик несет к домику большого зайца, а другой – маленький кубик и несет к домику маленького зайчика).

Сначала дети выполняют сами, если же что-то не получается, помогает воспитатель.

3 .Физкультминутка: «Какие мы большие, какие мы маленькие».

«Какие мы стали большие».

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу, поднять руки вверх, опустить.

Повторить 4 раза.

«Какие мы были маленькие».

И. п. : тоже, присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки.

Повторить 4 раза.

4. Художественное слово: Воспитатель вместе с детьми проговаривает стихотворение.

-Зайка серенький, где был и пропадал?

-В огороде морковку ел и глотал.

5. Дидактическая игра: «Угостим зайчиков морковками».

Задача: учить детей узнавать предметы по характерному признаку.

Игровое действие: зрительно определить морковки по величине, большому зайчику - большая морковка, маленькому зайчику - маленькая морковка.

III часть: Заключительная.

Зайчики:

-Спасибо, Вам, ребята за помощь, помогли разложить наши кубики, спасибо за угощение. А мы вам приготовили сюрприз.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, что это? (ответы детей).

Дети:

- Спасибо, зайчики, и до свидание.

Литература:

1. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. «Игрушки дл развития детей раннего возраста». Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. Детям XXI века. 2006.

2. «Самые маленькие в детском саду». Из опыта работы московских педагогов. В. Сотникова, методист, ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и методик МИОО. «Линка-Пресс», 2005.

Публикации по теме:

Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».

Проект «Система работы с педагогами по формированию у детей представлений о родном городе» ПРОЕКТ «Система работы с педагогами по патриотическому воспитанию детей через формирование представлений о родном городе»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 07:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Милейко (УИ 73623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД