Папки-передвижки

«Этическая грамматика». Программа дополнительного образования детей 5–6 лет

Галина Васильевна Аникеева
«Этическая грамматика». Программа дополнительного образования детей 5–6 лет

срок реализации 2 года

Направленность программы «Этическая грамматика» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.

Система этического воспитания подрастающего поколения может реализовать свои возможности, если в неё включены дети нескольких возрастных групп. Тогда, по мере своего взросления ребёнок последовательно вбирает в себя этические знания, закрепляет моральные нормы поведения и общения с другими, облагораживает свои чувства, углубляет эмоциональные реакции.

Публикация «„Этическая грамматика“, Программа дополнительного образования детей 5–6 лет» размещена в разделах

В этом отношении «Этическая грамматика» для детей 5-6 летнего возраста становится той первой ступенью познания себя рядом с другими, чувствования нравственной основы собственного поведения, которая формирует главную этическую направленность развития личности, её будущего самоопределения в мире людей.

Новизна программы состоит в том, что программа этических занятий основана на принципах построения системы этического воспитания детей, разработанной Институтом развития личности Российской академии образования А. И. Шемшуриной, и является её основным компонентом. Она направлена на поддержку становления и развития высоко нравственного, творческого, компетентного гражданина России. В ней впервые отражены понятия духовных и нравственных ценностей. Освоение программного материала предполагает логическое завершение в виде самостоятельно разработанных занятий, игровых и практических заданий.

Актуальность программы и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств старших дошкольников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности. Проведя ряд наблюдений и опросов, мне удалось выяснить, что ребятам 5-6 лет необходимо прививать любовь к природе, расширять и углублять их знания об окружающем мире, дабы это направление вызывает у них яркий интерес и потребность в глубоком знании данного курса.

Программа актуальна и востребована, позволяет удовлетворить социально образовательные потребности общества, родителей и детей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она методически оправдана разнообразными формами изучения и закрепления учебного материала (рассказ, беседы, конкурсы, игры, викторины, экскурсии и др.) Данные формы и методы позволяют более глубокому усвоению учебного материала. Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются :

-в принципах обучения (доступное изложение теоретического материала; наглядность подачи практического материала;

учёт индивидуальных особенностей;

преемственность в обучении;

достижение положительных результатов);

-формах и методах обучения;

-методах управления образовательным процессом (викторины, анализ проведения мероприятий, результатов конкурсов);

- средствах обучения.

Данная методика, а именно расширение теоретического материала и его углубленное изучение через собственную практическую и творческую деятельность, позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус, что, в свою очередь способствует качественному усвоению теоретических и практических знаний.

В процессе реализации программы у обучающихся происходят расширение круга общения, накопление знаний и впечатлений, формируются и совершенствуются этические, познавательные эстетические эмоции. В результате круг интересов, потребностей и мотивации ребёнка расширяется.

Цель программы

Развивающая: развить духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие.

Воспитывающая: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

Образовательная : Освоить нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

1. Повышение культуры ребёнка в общении с окружающим миром.

2. Помочь детям совершить переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо - плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении.

3. Развивать умение воздерживаться от слов, действий, замечать и понимать состояние и настроение других людей, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, уметь налаживать отношения с другими людьми;

4. Развивать относительную непринужденность в общении, развивать воображение, мышление;

Отличительные особенности данной образовательной программы является то, что при работе учитываются интеллектуальные и психологические особенности детей, их коммуникативные качества.

Отбор содержательного материала осуществлён с учётом интеллектуальных и образовательных потребностей детей, их возрастных особенностей.

В структуру программы входят образовательные блоки : теория, практика, каждый из которых предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.

Каждое занятие начинается с эмоционально-этического настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны, увидеть эмоциональную настроенность детей, а, с другой, проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия.

Во время занятия используются разнообразные организационные и методические приё мы:

- занятия проводится в интересной, увлекательной, постоянно меняющейся форме («путешествие в страну сказок», поездка «в гости», «посещение театра», настольный театр и т. д.);

- используется различный наглядный материал (сюжетные картинки и фотографии, иллюстрации к сказкам и другим литературным произведениям, макеты, карты-схемы, игрушки, открытки).

- многие занятия строятся на основе знакомых детям сказок, ребята встречаются с полюбившимися героями - доктором Айболитом, Карлсоном, Винни -Пухом и др. ;

- привлекает детей и появление новых героев и атрибутов – Феи Вежливости и корзина Волшебных слов и т. д. ;

- на занятиях используются аудио и видео техника.

В программе используются такие методы воспитания, как воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, отношениями.

Возраст детей

В реализации данной образовательной программы учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся 5-6 лет.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года.

5 лет 1-й год обучения, 6 лет-второй год обучения.

Первый год обучения:

- уметь выполнять творческие задания (рисовать, изготавливать различные поделки);

- слушать и понимать просьбы взрослого, отвечать на его вопрос и задавать свой;

- выполнять простейшие правила этикета.

Второй год обучения:

- знать правила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;

- использовать навыки вежливого разговора по телефону;

- бережно относится к природе;

- применять нормы общения в коллективе;

- анализировать происходящие события, поступки героев сказок.

Формы занятий.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать свой собственный мир восприятия. Программа предполагает осуществление межпредметных связей, литературой, кукольными спектаклями, ИЗО, музыкой и др. предметами.

Выделяются следующие группы форм организации обучения:

- Методически оправданные разнообразные формы изучения и закрепления учебного материала (рассказ, беседа, практикум, экскурсия, мастерская, конкурс и т. д.).

- По количеству детей, участвующих в занятии,- коллективные, по группам.

- По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся:

Занятие - «лекция», урочное занятие по документам, раздаточным материалам, занятие - викторина.

- По дидактической цели: вводное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий (экскурсия, лекция, видеофильм).

Режим занятий:

1-й год обучения- 72 часа в год (2 занятия в неделю по 1 часу)

2-й год обучения -72 часа в год (2 занятия в неделю по 1 часу).

Наполняемость кружка согласно Уставу Центра «Истоки» 10-12 чел.

Ожидаемые результаты освоения программы на первом году обучения.

Воспитанник будет знать:

- значение понятий «воспитанный», «вежливый», культурный»; «внимательный», «аккуратный», «опрятный», «точный», «благодарный»;

- значение понятий «Родина», «Родной край», «Родной город»;

- правила поведения в театре, в кино, в кафе, в парикмахерской, за столом, в общественном транспорте.

Воспитанник будет уметь:

-вежливо разговаривать по телефону;

- выполнять простейшие правила этикета;

-культурно вести себя за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;

- бережно относится к природе;

- давать моральную оценку поступкам героев сказок и рассказов и оценку происходящему.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- оказать посильную помощь в домашней работе;

- беречь и заботиться о своём здоровье и соблюдать правила личной гигиены.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- уважение к старшим и их труду;

- ответственное отношение к домашним и бездомным животным.

Ожидаемые результаты освоения программы на втором году обучения.

Воспитанник будет знать:

-почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком.

- значение понятий: «скромный», «щедрый», «сочувствие», ответственность», «бережливость».

Воспитанник будет уметь:

- выполнять творческие задания: рисовать, лепить, делать поделки не только из бумаги, но и из природного материала;

- слушать и понимать просьбы взрослого, отвечать на его вопрос и задавать свой;

- использовать навыки вежливого разговора по телефону;

- применять нормы общения в коллективе;

-давать моральную оценку «Хвастовство, кривляние – это плохо»;

- анализировать происходящие события, поступки героев сказок.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- беречь и заботиться о своём здоровье и соблюдать правила личной гигиены.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- проявлять уважение и любовь к ближним;

- бережно охранять творение природы.

Данные фиксируются в карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

Публикации по теме:

Презентация проекта «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) 1 этап. 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы. Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении.

Тест на закрепление знания ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и СанПиН (ов) 1. В каком документе прописаны ФГТ? а) Положение о ДОУ б) Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 в) Методические рекомендации Минобрнауки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Этическая грамматика». Программа дополнительного образования детей 5–6 лет
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 00:53
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД