Приложение МААМ

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей в детском саду

Валентина Настина
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения содержания, методов, средств и форм приобщения к действительности.

Публикация «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей в детском саду» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (народных подвижных игр, устно-поэтического и музыкального фольклора, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) - в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания. Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию.

В последнее время в нашем детском саду ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками и др., с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми, с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания. Они обучаются одному из мордовских языков в кружке.

Эта работа начинается, прежде всего, с оформления предметами декоративно-прикладного искусства, создания уголков национальной культуры в группах, музея быта в детском учреждении.

Кроме того, в доступной форме знакомим детей с другими элементами мордовской культуры (вышивка, народная одежда, резьба по дереву и др.).Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо, прежде всего, самому знать историю, культуру, традиции народов нашей республики. А для этого надо много читать, посещать музеи, театры, выставки, бывать на концертах народной музыки. Одним словом, надо просто любить этим заниматься.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, волей и стремлением

к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий (Например, экетэ пэкетэ чукетэ мэ, эбэль фэбэль доманэ. и т. д.). Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора-старшее поколение пользовалось тайным счетом вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают пользоваться им в считалках. таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовные богатства и физическое совершенство. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает

знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения устно-поэтического творчества отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, приобщая к труду и красоте, честности и мудрости.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу ритмом и гармонией, способна увлечь ребят национальным колоритом.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей в детском саду
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 19:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Настина (УИ 238939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД