Юлия Мытаркина
Выступление на педсовете «Речь дошкольников 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – яркий показатель развития детей. Чем лучше развита речь ребёнка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребёнку необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительной речи.
Публикация «Выступление на педсовете „Речь дошкольников 5–6 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они выражаются в его активной речи.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего речь взрослых в семье и в детском саду. В неё входит обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.
В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на занятиях. Но для успешного воспитания ребё нка в детском саду необходимы:
• Эмоциональный комфорт.
• Стиль общения (воспитатель – партнер и консультант)
• Достаточная свобода деятельности.
• Много пособий.
• Развивающая и обучающая среда.
С чего начинать речевое развитие? Конечно с изучения проблем ребёнка, особенностей его семейного развития, развития его личности, речевых навыков. Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребёнком, понаблюдать. Умеет ли налаживать отношения со сверстниками, со взрослыми, с младшими детьми. Установить, каков уровень его речевого развития. Трудности могут быть в звуко и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить словом чувство, настроение, в невозможность ребёнка ответить на простой вопрос, рассказать, что с ним произошло. Если мы уже определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития.
Формы организации работы по развитию речи:
• Индивидуальная (воспитатель общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы развития речи)
• Работа в парах (дети сами выбирают себе пару)
• Работа в стихийно возникающих группах.
• Работа групповая. (3 -4 человека работают сообща)
• Работа фронтальная (происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.
Основные принципы организации речевого развития:
• Создание условий.
• Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.
• Гибкая программа по речевому развитию.
• Опора на языковую интуицию ребенка.
У нас в группе тоже созданы условия для речевого развития : имеются речевые уголки. В речевых уголках представлен материал и дидактические игры по разным разделам программы, позволяющих закреплять знания детей о природе, об окружающим мире. Интересной формой речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Главная цель – все, что в ней представлено находится в полном распоряжении детей, все можно взять, потрогать, рассмотреть. Туда входит: дидактические игры, настольно – печатные игры, иллюстрированный материал, коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментирования, наблюдения, мини – библиотека.
Нами были разработаны рекомендации для родителей по познавательно – речевому развитию и размещены на стендах в раздевалке. Было проведено родительское собрание, где были затронуты вопросы по речевому развитию детей. Планируем провести открытые занятия по развитию речи в нашей группе.
Кроме этого у воспитателей старшей группы имеется методическая и детская художественная литература, наглядный материал, игрушки для проведения занятий по развитию речи.
В ДОУ имеется логопедический кабинет, оснащенный всем необходимым для проведения работы с детьми по развитию речи.
В детском саду осуществляется мониторинг развития речи и проводится в начале года и в конце. Мониторинг не требует специального исследования, успешность усвоения программного материала оцениваем наблюдая за воспитанниками на занятиях и в свободной деятельности. Данные записываем в таблицы, где видим успехи каждого ребёнка и на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно – образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми.
Такая работа по развитию речевого развития позволяет:
• Проследить динамику развития каждого ребёнка.
• Оценить успешность усвоения образовательной программы.
• Определить перспективы, направления работы.