Екатерина Елфимова
Задачи трудового воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»
Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский.
Публикация «Задачи трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах
На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
- Были определены ведущие задачи :
1. научиться трудиться с радостью;
2. приучать работать качественно.
1. Детский труд не создаёт общественно значимых материальных ценностей;
2. Труд детей носит воспитательный характер;
3. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми
4. Детский труд близок к игре (играют водой во время умывания)
5. В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого. Самостоятельными.
6. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.
7. Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер.
8. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей.
Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.
Выделяется две группы задач :
1. Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью :
- овладение трудовыми навыками и умениями.
- овладение структурной деятельностью
2. Развитие личности ребёнка в труде :
- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
развитие навыков организации работы;
воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.