МААМ-картинки

Задержка речевого развития у близнецов

Дроганова Светлана Николаевна
Задержка речевого развития у близнецов
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка речевого развития у близнецов.

Овладение речью – сложный и трудоемкий процесс. Для нормального развития речи необходимо равномерное развитие всех отделов нервной системы (в том числе, мозга) и психических функций ребенка (памяти, внимания, восприятия). Нарушение работы одного их этих элементов затрудняет речевое развитие ребенка.

Публикация «Задержка речевого развития у близнецов» размещена в разделах

Как показывают научные исследования, трудности с овладением речью у близнецов возникают чаще, чем у одиночно-рожденных детей. Обычно близнецы начинают говорить с некоторым опозданием: если одиночно-рожденные дети обычно произносят свои первые слова в возрасте 1 года, то близнецы – в среднем, в 2-2.5 года.

Причин этому явлению может быть несколько. Чаще всего это вызвано недостаточной языковой стимуляцией: родители близнецов более загружены заботами по уходу за малышами, поэтому времени на полноценное общение с детьми у них вдвое меньше, чем у родителей одного ребёнка. Малыши привыкают оставаться наедине друг с другом и учатся общаться самостоятельно. Дефицит контакта со взрослыми приводит к некоторому запаздыванию в развитии речевых навыков.

Известно, что дети с проблемами в двигательной сфере часто сталкиваются с задержкой в психоэмоционального развития. Детки близнецы испытывали дефицит движения ещё во внутриутробный период развития. Рождаются двойняшки частенько раньше срока и с малым весом, что тоже нередко сказывается на развитии речи.

Чтобы малыши не отставали от сверстников найдите возможность побольше общаться с малышами. Старайтесь максимально удовлетворить потребность малышей в движении и эмоциях. Массаж, пальчиковые игры, гимнастика, и, наконец, как можно больше ласки: всё это откликнется чуть позже быстрым и беспроблемным развитием речи крошек. Рассказывайте малышам сказки, стихи, пойте для них и с ними, дайте им возможность больше общаться со сверстниками. Если сами не справляетесь - привлеките папу, бабушек, но создайте малышам насыщенную языковую среду.

Близнецы, проводя вместе большую часть времени, иногда становятся замкнутыми на взаимном общении и игнорируют контакт с окружающим миром. В таких случаях у них формируется автономный, понятный только им язык, состоящий как из речевых, так и невербальных компонентов: жестов, мимики, контакта глаз, прикосновений. При наличии такой удивительной возможности общения овладевание навыками нормальной речи затягивается порой до школьного возраста. Но как ни очаровательна эта способность двойняшек, политика невмешательства тут неуместна. Многие мамы и папы благоговеют перед этим загадочным явлением и даже начинают сами использовать некоторые элементы близнецового языка, не понимая, что тем самым тормозят развитие детей. Кроме того, в случае замкнутости на взаимном общении, у близнецов возникает нарушение индивидуализации: они путают понятия "я" и "мы", им сложно ответить, как кого зовут, потому что они ощущают себя единым целым.

Решение проблемы в разделении малышей и максимальном расширении круга их общения. Старайтесь находить возможность для индивидуальных бесед с каждым из детей. На выходные к бабушке пусть малыши отправляются не вместе, а по очереди. Замечено, что меньше проблем с развитием речи у близнецов в тех семьях, где один малыш закреплён за мамой, а другой за папой: каждый из детей получает свою порцию индивидуального общения и независимости друг от друга. Хорошо, если хотя бы иногда эмоционально насыщенные события малыши переживали порознь: например, мама с одним идёт в зоопарк, а папа с другим - на карусели. Эмоциональная встряска подстёгивает развитие речи, а при отсутствии привычного партнёра по общению малыш будет стремиться разделить свои впечатления с вами уже на человеческом наречии.

Возникающие дефекты речи у близнецов зачастую кроются в дефиците общения и в необходимости делить на двоих все впечатления и переживания. Представьте ситуацию: папа приходит с работы, и двойняшки, встречая его наперебой торопятся рассказать о событиях дня, стараясь перекричать друг друга, не завершая начатых фраз, проглатывая окончания. Такая торопливая речь не оставляет малышам возможности проследить за правильностью произносимого. Потому то дети из близнецовых пар частенько грешат тем, что путают местами буквы и слоги ("мокол " - вместо "молоко", "гобули" - вместо "голуби", "восили" вместо "волосы" и т. д. ,"проглатывают" части слов, и это может привести их к заиканию. Начинать решение этой проблемы необходимо с установления норм общения в семье: учите малышей не перебивать, не привлекать криком внимание к себе, слушать брата или сестру, пока она говорит, и только потом поправлять и добавлять. Исправляйте ошибки в речи близнецов, стимулируйте к правильному произношению. Следите за тем, чтобы ваша неспешная, чёткая речь была эталоном для подражания. И, опять же, побольше общайтесь с каждым из двойняшек индивидуально.

У близнецов наблюдаются разные темпы речевого развития. Чаще всего это наблюдается у разнополых близнецов : Один (чаще девочка) начинает говорить быстрее и чище, а второй как бы прячется за её спиной, предоставляя ей отвечать на поставленные обоим вопросы и рассказывать о совместных свершениях. Таким образом "разговорчивый" близнец начинает доминировать в речевой сфере и это неблагоприятно сказывается на развитии второго. Трудность может заключаться и в том, что хуже развитый малыш начинает копировать брата или сестру, повторяя его ошибки и дублируя несовершенства речи близнеца.

Выход из этой ситуации в интенсивном индивидуальном общении с неразговорчивым малышом. Как правило более разговорчивый близнец пользуется большей популярностью у родни. Это надо пресекать. Избегайте так же ярлыков, типа " болтун", "молчун". Ровное отношение к обоим малышам, и персональное общение с каждым из них обязательно решит проблему.

Существует и другая точка зрения, которая говорит о том, что уровень развития речи близнецов может отставать от нормы не вследствие отставания в развитие речи, а из-за нарушений.

При нарушениях речевого развития различные элементы системы понимания и воспроизведения речи (восприятие речи другого человека, понимание его речи, формирование звуков речи, построение грамматически правильных высказываний, запоминание слов и т. д.) могут развиваться с разной скоростью и вследствие этого функционировать не согласованно: развитие некоторых компонентов этой системы может быть заторможено отставанием в развитии других компонентов (например если ребенок плохо слышит, то, скорее всего, он позже начнет говорить).

Как правило, нарушения речевого развития являются следствием нарушений работы мозга, которые, в свою очередь, могут возникнуть в результате осложнений во время беременности и родов. Поэтому нормальный уровень развития речи не может быть восстановлен просто с помощью создания более насыщенной языковой среды, как в случае отставания развития речи. Негативные последствия нарушений речевого развития, как правило, более стабильны, труднее поддаются коррекции и требуют более специализированной, целенаправленной коррекционной работы с ребенком в течение достаточно длительного периода времени.

Более того, нарушение одной психической функции может привести к существенным трудностям в овладении речью. Поэтому коррекция нарушений разговорной речи может не избавить ребенка от трудностей с чтением и письмом, поскольку первопричина возникших нарушений может быть не устранена.

Правильно установить, что является причиной трудностей в овладении речью – отставание или нарушение развития – может помочь только опытный специалист-невролог. Если у вас есть вопросы или сомнения, касающиеся развития речи ваших детей, обратитесь к специалисту как можно раньше: это позволит вовремя выявить нарушения речевого развития малышей и более эффективно скорректировать их.

Библиoгрaфия

1. О. С. Орлова, В. А. Печенина Россия, Москва ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-БЛИЗНЕЦОВ. Специальное образование. 2014. № 4

2. Смирнов, А. Г. Речевое развитие и психофизиологические характеристики шестилетних близнецов / А. Г. Смирнов, А. В. Куражова, Е. Е. Ляксо // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - Серия 3 (Биология). - 2013. - Вып. 4. - С. 102–112.

Учитель-логопед: Дроганова С. Н.

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Пособие для речевого развития «Волшебные птички»Пособие для речевого развития «Волшебные птички» Образовательная область: Речевое развитие (рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с особыми образовательными.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задержка речевого развития у близнецов
Опубликовано: 12 августа 2022 в 04:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задержка речевого развития у близнецов» (включая файлы) размещена пользователем Дроганова Светлана Николаевна (УИ 359047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД