Елена Вдовина
Конспект занятия по закреплению знаний о временах года «Волшебница Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница Осень»
Цель: закрепление знаний о временах года, уточнение и расширение представлений о признаках времени года «Осень». Развитие всех компонентов речи и обогащение словарного запаса.
Задачи:
образовательные:
• повторить основные признаки всех времен года;
• учить соотносить каждое время года с определенным цветом
• уточнять и расширять знания детей о признаках весны,
Публикация «Конспект занятия по закреплению знаний о временах года „Волшебница Осень“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• обогащать словарь по теме на основе представлений об окружающем;
• закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• учить составлять распространённые предложения.
• формирование фонематического слуха.
• развитие правильного употребления предлогов.
коррекционно– развивающие:
• развивать зрительную память и слуховое внимание,
• развивать речевую и познавательную активность детей,
• развивать общую моторику - общие двигательные навыки, переключаемость и координацию движений;
• развивать умение использовать свои знания в предметно - практической и игровой деятельности.
воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе,
воспитывать умение выполнять задания по плану педагога.
• предметные картинки к пособию «Времена года»
• презентация «Художница осень»,
• средства ТСО (компьютер, проектор)
1. «Подари осенний листочек»
Цель: создание положительного настроя на занятие.
Необходимые материалы: бумажные листья
Предварительная подготовка:
Вырезать из цветной бумаги разноцветные листья.
Дети стоят в кругу, берут из корзинки бумажный листок. Каждый ребенок приветствует другого с помощью ласковых слов: «Здравствуй, Машенька!» и дарит листок.
Логопед. Ребята, подойдите ко мне в кружок, давайте поздороваемся, друг с другом и поделимся своим хорошим настроением. У меня в руках корзинка, будем брать оттуда листочек и дарить своему соседу со словами «Здравствуй, Коленька!», «Здравствуй, Машенька!» и т. д.
Молодцы, я рада видеть вас таких добрых, с хорошим настроением! Сегодня нас ждут увлекательные игры и задания. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Ребята, я предлагаю вам, положить свои листочки, расположится поудобнее, мы отправляемся в путешествие в страну «Времена года».
2. «Блиц-опрос»
Цель: закрепление знаний о временах года.
По ходу беседы на доску выставляются части круга и предметные картинки, соответствующие основным приметам времен года, дети отвечают на вопросы в режиме «вопрос - краткий ответ»
Логопед. Друг за другом приходят на Землю 4 сестрицы - умницы и рукодельницы - Лето, Осень, Зима и Весна, и каждая по-своему Землю украшает.
Самая старшая сестрица Зима очень строгая. Если на что рассердится - холодом дыхнет. Многие звери и птицы ее побаивались: кто в теплые края улетал, кто на всю зиму укладывался спать, чтобы на глаза ей не попадаться.
Кто улетает от нас на зиму? (Птицы)
Кто ложится в спячку? (Медведь, ежик)
Очень любит Зима чистоту и порядок. Все вокруг покрасила белой краской, поля покрыла белым одеялом.
Что это за одеяло? (Снег)
Но шло время и уже сестрица Весна на землю просится. Посмотрела Весна вокруг - чисто прибрано, но уж очень холодно! Пригрела сестрица Весна солнышком, растопила снег. И побежали ручьи, зазвенела капель!
Вернулись из тёплых краёв ….(Птицы)
В берлоге проснулся… (Медведь)
На деревьях появились (почки)
Свой порядок навела сестрица Весна.
Следом за Весной спешит самая весёлая сестрица - Лето. Она очень любит праздники, любит, чтобы все вокруг было яркое и нарядное.
Летом цветы какие?. (разноцветные)
Деревья?. (зелёные)
Солнце? (яркое, жаркое)
Над цветами порхают разноцветные (бабочки)
Куда улетают птицы? (в теплые края).
После Лета начинается царство …. (Осени) Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали.
В саду поспевают (фрукты)
В огороде выросли (овощи)
Лес нам дарит свои дары, какие?. (грибы, ягоды)
Белочка хозяюшка делает запасы на зиму.
Что собирает белочка? (грибы, орешки)
Но многие жалеют, что лето кончилось. Птицы улетают…
А Осени это обидно, вот и плачет она часто и подолгу.
Что тогда происходит на земле? (Идут частые, холодные дожди)
Поплачет дождиком осень, да за работу примется землю украшать. Любит она раскрашивать листья на деревьях в разные цвета,
А больше всего любит какой цвет? (желтый)
Поэтому у осени царство желтого цвета, её еще называют Золотая.
3. Интерактивная игра-имитация
«Художница осень»
Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой, обеспечить успешное и комфортное вхождение в тему занятия.
Необходимые материалы:
1 часть презентации «Художница Осень»
Дети под музыкальное сопровождение слайдов с заданным интервалом звучания и проговариванием педагогом текста стихотворения, делают имитирующие движения воображаемой кисточкой, в это время на экране с движением анимированной кисти происходит замена слайдов (зелёная листва «раскрашивается» в нужный цвет по тексту стихотворения).
Логопед. Ребята, поможем Осени раскрасить деревья в разные цвета? (ответы детей)
Слайд №1 - Представьте, что у вас в руках кисточка и краски, подойдите к экрану, будем помогать Осени. (дети подходят к экрану проектора)
Слайд № 2 - Осень на опушке краски разводила,
- По листве тихонько кистью проводила
Слайд № 3 - Скромнице осинке навела румянец,
Слайд № 4 - Тонкую рябинку окрасила в багрянец.
Слайд № 5 - Белую березку - в желтый нарядила,
Слайд № 6 - Листики орешника чуть позолотила.
Слайд № 7 - Кисточкой взмахнула - клёны заалели,
Слайд № 8 - К дубу прикоснулась - листья пожелтели.
Слайд № 9 - Утешает осень : - Не жалейте лета! -
Слайд № 10 - Посмотрите – роща золотом одета.
4. Презентация «Приметы осени»
Цель: сориентировать в теме занятия, представить основные направления для дальнейшей работы на занятии.
Необходимые материалы:
2 часть презентации «Приметы осени»
Логопед. Вот какая у нас замечательная осенняя картина получилась!
А сейчас вам Осень расскажет о себе.
(Дети садятся на пол возле экрана проектора)
Слайд № 11-16 – просмотр презентации.
Ребята, вам понравилась осенняя история? (ответы детей)
Осень вас приглашает поиграть!
5. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление навыков словообразования с помощью суффиксов; развитие ловкости и быстроты реакции.
Логопед. Ребята, как вы считаете, какое настроение у Осени бывает чаще, весёлое или грустное? (грустное, осенью частые дожди).
А чтобы развеселить нашу осень, мы сейчас поиграем в игру «Скажи ласково»
Слова: дождь, капля, лужа, ветер, лист, журавль.
6. Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Логопед. Осени очень понравились ваши ласковые слова, и за это она подарила вам разноцветные листочки! Мы сейчас подуем на них, как ветерок, и устроим настоящий листопад!
7. Игра «Составь предложение»
Цель: закрепление термина «предложение», развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Логопед. А сейчас Осень предлагает вам составить предложения с помощью осенних картинок.
(Предметные картинки-магниты размещаются детьми на магнитной доске)
Предложения:
Осенью с деревьев облетают пёстрые листья.
Осенью часто идут дожди, поэтому люди берут с собой зонт.
Осенью собирают богатый урожай овощей.
Осенью звери делают запасы на зиму: белка прячет орехи.
Осенью в лесу много грибов, их собирают в корзинку.
Осенью журавли и другие перелётные птицы улетают в тёплые края.
Вот какой замечательный рассказ об осени у нас получился!
8. «Волшебные загадки»
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение
Необходимые материалы:
3 часть презентации «Волшебные загадки»
Дети закрывают глаза, слушают звуки природы, отгадывают, открывают глаза и видят анимированную картинку-отгадку со звуковым сопровождением.
Логопед. Осень приготовила для вас свои волшебные загадки! Закрывайте глазки, слушайте и отгадывайте звуки природы.
Слайд № 17-19 – отгадывание звуковых загадок.
9. «Осенний букет»
Цель: создание эмоционально значимой для детей ситуации, способствующей положительному настрою на следующее занятие.
Дети собирают осенние листочки в букет, и вместе с педагогами относят его в группу.
Логопед.
Ребята вам понравилось занятие? (ответы детей)
Давайте из наших листочков, которые мы подарили друг другу в начале занятия, соберём красивый осенний букет и отнесём его в группу.
А Осень порадуется вместе с нами, нашим новым знаниям и умениям.