Оксана Семёнова
Занятие «900 дней блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
«900 дней блокады Ленинграда»
Цель: ознакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задачи:
образовательные
• формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
• систематизировать знания о ВОВ
• расширять и активизировать словарь
воспитательные
Публикация «Занятие „900 дней блокады Ленинграда“» размещена в разделах
• пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
• вызвать интерес к истории своей страны
• способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
• приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
• способствовать развитию познавательной активности, речи
• пробуждать нравственные качества личности
• способствовать развитию памяти, логического мышления
Предварительная работа
• чтение художественной литературы
• художественно- творческая деятельность
• слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду : Э. Хиль "Медаль за оборону Ленинграда", "Баллада о ледовой трассе"; В. Толкунова "Дети Ленинграда"; звучание метронома; Д. Шостакович "Ленинградская симфония "
• рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады
• разучивание стихотворений о блокаде
• составление мнемотаблиц о блокаде
• презентация " Осаждённый город"
• макет "Был город фронт, была блокада"
• художественно -творческая деятельность
Оборудование:
• Белые буквы БЛОКАДА
• Мультимедийная установка
• Ленточки ленинградской победы
• Обруч
• Куклы в зимней одежде 40-х г.
• Мнемотаблица "Блокада"
• Разрезные картинки по теме
• "Льдинки из бумаги"
• Презентация: репродукция карты Ленинградского фронта 1942 года, фотографии блокадного и современного города, сало, шоколад и хлеб, медаль "За оборону Ленинграда».
• Аудиозаписи: «Вставай, страна огромная!», песня В. Толкуновой " Дети Ленинграда", песня Э. Хиля "Медаль за оборону Ленинграда"
• Кусочек черного хлеба
Используемая литература:
1 .Алифонова Г. Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт- Петербург. «Паритет». 2005 год.
2. Берггольц О. Ф. Стихи и поэмы. - Л. : Сов. писатель, 1979.
3. Был город-фронт, была блокада. : Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д. Б. Колпакова, В. Н. Суслов. -Л. : Дет. лит., 1984.
4. Ю. Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.
Содержание
Воспитатель. В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Ответы детей).
Воспитатель. Как еще наш город назывался раньше? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно, но в то время, когда жила Таня, наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день все это счастье оборвалось. (Запись песни «Вставай, страна огромная!»)
Воспитатель: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Не только рассматривать, но и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Посмотрите на карту, на что это похоже? (Ответы детей)
Воспитатель. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Воспитатель. Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. ( Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)
Б -БОЛЬ, БЕДА, БЛОКАДА, БОМБЁЖКА
Л -ЛЕНИНГРАД, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛАДОГА
О- ОБОРОНА, (СИМВОЛ КОЛЬЦА) ОКРУЖЕНИЕ
К - КУСОК ХЛЕБА, КОЛЬЦО
А -АВИАНАЛЁТ
Д -ДОРОГА ЖИЗНИ, ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ
Воспитатель. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом. В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И все, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
Давайте рассмотрим фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде и в наше время. Что изменилось? (Дети сравнивают цветные фотографии с видами города и черно-белые времен блокады.)
Воспитатель. И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Мнемотаблица "Дети Ленинграда"
Воспитатель. Вот такие отважные ребята были в то далёкое время!
Ребёнок читает стихотворение Н. Алексеевой "Дети Ленинграда"
Дети Ленинграда
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, много ли времени было у людей на отдых?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мы сейчас тоже с вами отдохнё м как они: совсем немного.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
Воспитатель. Дети оставались для взрослых всё равно детьми, и взрослые старались им немного украсить жизнь, ну хотя бы праздником, таким как Новый год. Лучшими подарками для деток было сало, шоколад и хлеб. Этот светлый, добрый праздник был им очень нужен. (показ презентации, звучит песня В. Толкуновой " Дети Ленинграда")
Воспитатель. В осаждённый город нужно было как-то переправлять продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Все пути к городу были блокированы немцами. "Дорогой жизни" или "ледовой трассой "стало Ладожское озеро. (показ презентации) По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, осталась одна Таня. В первую блокадную зиму были сильные морозы и вода в Ладоге превратилась в лёд. Днём и ночью люди трудились. Несмотря на воздушные атаки немцев, водители машин, моряки, речники справлялись с поставленными задачами. Порой ценой собственной жизни. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.
Воспитатель. Дети, мы сейчас тоже попытаемся переправиться на другой берег.
Игра "Перейди на другой берег"(дети перепрыгивают с "льдинки" на "льдинку")
Воспитатель. Люди, помогавшие переправлять грузы в Ленинград, и дети Ленинграда, и все, кто находился в осаждённом городе - герои. За их мужество, отвагу они были награждены медалью "За оборону Ленинграда». (показ презентации, звучит песня Э. Хиля "Медаль за оборону Ленинграда")
Что означает лента на медали? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, "победа жизни"! Радостное событие наступило в жизни ленинградцев. Блокада была прорвана!
Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.
Воспитатель. Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание города-героя.
Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины,
женщины, дети…
Их имен благородных мы здесь
перечислить не сможем.
Так их много под вечной
охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили незабываемое путешествие во времени. Ребята, примите пожалуйста, вот эти ленточки. Это ленточки ленинградской победы.
Они - напоминание о том далёком времени.