Получи документы

Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Елена Швецова
Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню».

Задачи. Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки. Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки, начало, развитие действия, кульминацию и конец истории. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании, использовать средства связи слов в предложении. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, патриотическую гордость за богатую народами, талантливую Россию.

Информация для педагогов и родителей.

Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»

Публикация «Занятие-беседа „Сказка про куклу-берегиню“ в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач - воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Любое рассказывание сказки уже само по себе обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, так как это дает возможность наблюдать за реакцией ребенка на сюжет сказки.

Взрослый и ребенок могут сочинять сказку совместно, драматизируя ее либо всю, либо ее отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку и самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком дает возможность выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Остановимся на одном из основных методов сказкотерапии - изготовлении кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своеобразная медитация, так как в процессе изготовления куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных положительных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Как считают некоторые психологи, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

- дикция педагога должна быть четкой, сила голоса - достаточной;

- звуки речи должны быть направлены непосредственно ребенку;

- голос и речь педагог должен адаптировать к внутренней характеристике персонажей;

- все жесты педагога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, интонации.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Для активизации внимания детей используется игра «Семья», в качестве персонажей - тряпичные куклы из мини-музея – мама, девочка, кошка и кукла Кувадка.

Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали из лоскутков ткани накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Начало сказки я постаралась составить так, чтобы оно заинтересовало детей и познакомило с главной героиней, в то же время это начало представляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

СКАЗКА ПРО КУКЛУ-БЕРЕГИНЮ.

«Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и скрутила себе куклу. Девочка закончила работу, и ее кукла стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. Девочке было радостно и хорошо, она чувствовала, что кукла бережет ее от всех бед».

Что могло случиться с девочкой дальше?

Затем предложить детям следующий план в виде вопросов:

Как вы думаете, кукла оберегала девочку от бед и невзгод?

Куклу можно назвать берегиней девочки?

Могла ли кукла почувствовать, что девочка заболела?

Почему кукла не побоялась черного кота?

Почему злая старуха уже больше не могла делать гадости людям?

Вот один из вариантов продолжения сказки детей:

«По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила во чтобы- то ни стало сделать им какую-нибудь гадость.

Однажды старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку, сказала, что куклы у нее нет.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота, старухи уселась ему на спину и сказала:

- А ну, неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдергаю… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила, она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить, поживать да добра наживать».

Варианты вопросов для детей для обсуждения сюжета сказки.

Могла ли кукла почувствовать, что девочка заболела?

Почему кукла не побоялась черного кота?

Почему злая старуха уже больше не могла делать гадости людям?

Публикации по теме:

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами "В гостях у сказки". Она поможет детям.

Творческий проект «Зимушка белоснежно-голубая»Творческий проект «Зимушка белоснежно-голубая» Актуальность: эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
Опубликовано: 11 июня 2014 в 12:16
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД