Приложение МААМ

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»

Оксана Рау
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.

Задачи: 1) осмысление и переосмысление своей деятельности, как воспитателя через самоанализ НОД, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. 2) Развить умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг. 3) Развить умение анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики. 4) Развить умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления, доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво.

Публикация «Занятие для педагогов с элементами тренинга „Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов“» размещена в разделах

1. Вступительная беседа (5 минут) – «Что вы ожидаете от тренинга?»

Участники тренинга по очереди высказывают свои ожидания. Преобладающее количество ответов – это: «получить новый опыт, который в дальнейшем поможет в педагогической деятельности», «узнать новое о себе». Участники с низким уровнем рефлексии

2. Упражнение «Хорошо-плохо» (7 минут)

Цель: осознание своей профессиональной деятельности, необходимости и важности своей профессии.

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди говорят «Педагогом быть хорошо, потому что…», приводя аргументы своему высказыванию, затем следующий говорит – «Педагогом быть плохо, потому что…», так же приводя аргументы в защиту своего высказывания. Упражнение желательно заканчивать на положительном высказывании («Педагогом быть хорошо»).

3. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Упражнение проводится в начале и в конце занятия (цикла тренинга).

Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения в тренинге не один раз. Повторное проведение задания способствует тому, чтобы сделать притязания участников более приближенными к реальной жизни.

4. Игра «Посудомоечная машина» (15 минут)

Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.

Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры.»

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок.»

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников

5. Упражнение “Работа в группах” (15 минут)

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Материалы: два листа формата А3, маркеры

Описание упражнения. Педагогам предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “воспитатели”, вторая – “воспитанники”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для воспитанников в группе. На работу педагогам (в группах) дается 5-10 минут.

Каждая группа педагогов после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без “НЕ”, выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

По окончанию работы делается выставка рисунков и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

Что вы чувствовали, когда были в роли “воспитателя” и в роли “воспитанника”?

Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена воспитателем, почему?

6. Упражнение “Стеклянная дверь” (10 минут)

Цель: Развитие эмпатии, невербальных средств выразительности.

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

7. Упражнение “Рефлексия по кругу” (5 минут)

Цель: Развивать умение анализировать свои чувства, эмоции и всё происходящее вокруг.

Материалы: карточки с вопросами.

Участники группы письменно отвечают на следующие вопросы:

Какие упражнения понравились больше?

Какие трудности вы испытывали на занятии?

Что нового для себя вы сегодня открыли?

Что бы вы хотели добавить в тренинг, какие упражнения?

После заполнения карточек педагоги дают обратную связь ведущему.

Публикации по теме:

Мультимедийная разработка НОД в соответствии с требованиями к аттестации воспитателей на первую квалификационную категориюМультимедийная разработка НОД в соответствии с требованиями к аттестации воспитателей на первую квалификационную категорию Мультимедийная разработка непосредственно – образовательной с воспитанниками седьмого года жизни в группе общеразвивающей направленности.

Система методической работы в ДОУ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 21:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие для педагогов с элементами тренинга «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Рау (УИ 100362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД