Оксана Волкова
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Здоровые воспитатели — здоровые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровые воспитатели — здоровые дети
Современная жизнь с её многочисленными трудностями как эмоционального, так и психологического характера, требует от человека любой профессии напряжения и физических сил.
Эмоциональное «выгорание» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное «выгорание» - приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношение с окружающими.
Публикация «Занятие для педагогов с элементами тренинга „Здоровые воспитатели — здоровые дети“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно и физически. Все труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность. Все сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнить их своевременно. Отрицательно окрашенное психологическое состояние человека повышает конфликтность во взаимоотношениях с окружающими, способствует возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушает психическое здоровье. Чаще всего синдром эмоционального выгорания связывают с проблемами на работе, хотя такое психическое состояние может появиться и у домохозяек или молодых мам. Как показывают статистические данные, синдром чаще всего поражает тех, кто каждый день имеет дело с человеческим фактором. Но так же в группу риска могут попасть люди выполняющие однообразные повторяющиеся действия, испытывающие напряженный ритм и недостаточное поощрение. Кризис может вызвать незаслуженная частая критика или чувство недооцененности и ненужности.
Поэтому важно разглядеть первые «звоночки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва. Обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции, является одним из компонентов психологического образования.
Цель: формирование навыков психологического самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения. Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации. Актуализировать личностные ресурсы стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Рекомендованное количество участников 10 человек.
Оборудование: Теоретический раздаточный материал; бланки тестов; альбомные листы на каждого участника; цветные карандаши; бланки с негативными установками.
Ход занятия
Вводная часть
1. Приветствие. Знакомство с темой занятия.
Вопросы на выяснение знаний слушателей:
- Как вы понимаете понятие «Эмоциональное выгорание»?
- Кто может находиться в «группе риска»?
- Владеете ли вы методами снятия эмоционального напряжения?
2. Настрой на занятие. Тест «Самооценка эмоционального состояния»
Участники заполняют бланки теста «Самооценка эмоционального состояния» (автор Я. Уэссман, Д. Рикс)
3. Упражнение «Настроение» Инструкция: возьмите карандаши.
Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам захочется. Представьте, что вы настроение переносите на бумагу.
Рефлексия: - Опишите свое настроение.
- Какие цвета вы использовали? Почему?
Основная часть
1. Упражнение «Негативные установки»
Цель: развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Вступление: Положительные утверждения способны повлиять на исход дела, то же характерно и для любых подсознательных негативных установок. Они проскальзывают в случайных замечаниях и высказываниях отражающих беспомощность и безнадежность («Я никогда не смогу рассказать ему»; «Она не будет меня слушать»). Проблематичные ситуации быстро изменяются, как только мы чувствуем себя готовыми сознательно перестроить мышление и речь («В данный момент я не знаю, как ему об этом казать»; «Похоже, что она не слышит меня»). Не нужно закрывать глаза на нынешние трудности, нужно приветствовать заложенный в них потенциал для перемен.
Инструкция: Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив к ним отношение. (Участникам выдаются бланки с негативными установками, и они переделывают фразы).
Фразы: Положение безнадежно (Надо попробовать найти выход из этого положения).
- Бесполезно пытаться что-то сделать (Надо подумать, как исправить это положение).
- Я никогда не смогу выполнить всю эту работу (Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием).
- Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется (Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск как мне хочется).
- Они никогда не будут меня слушаться (Я найду способ общения, который поможет им меня услышать).
- У меня ничего не получиться (Я буду стараться, чтобы добиться результата).
Рефлексия: какая установка для вас воспринимается легче?
2. Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: осознание своих личностных ресурсов.
Участники делятся на пары.
Инструкция: «Сначала один из вас рассказывает другому и трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо своем недостатке. Собеседник выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что…». Затем меняемся ролями».
Рефлексия: узнали вы что-нибудь новое о себе после этого упражнения?
3. Упражнение «Концентрация на предмете»
Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей.
Инструкция: в течении нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете:
- Вспомнить 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие;
- В течении нескольких минут вспомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся;
- Медленно сосчитать предметы до 10 и обратно.
Рефлексия: удалось ли вам сосредоточить внимание на задании?
4. Упражнение с использованием техники визуализации
Цель: снизить эмоциональное напряжение.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте, что все свои неприятности вы упаковали в мешок и положили в вагон. Поезд поехал и увез ваши несчастья.
Представьте, что ваше эмоциональное напряжение – это надутый шар. Огромный шар. Проткните этот шар иголкой – он лопнул. Вместе с ним лопнуло и ваше напряжение.
Рефлексия: Какие ощущения у вас возникли во время выполнения упражнения?Заключительная часть
1. Подведение итогов (высказывания участников о своем состоянии)
- Помог ли вам тренинг глубже понять тему?
- Что нового вы узнали?
2. Ритуал прощания
Участники встают по кругу по очереди передают друг другу цветочек и выражают свои пожелания.
Притча «Дверь»
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.
И вот собралось множество учеников.
Мудрец сказал им:
— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.