Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу»

Елена Маслова
Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу»

Цель занятия: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.

Задачи:

1. Образовательная:

- уточнение представлений о сезонных изменениях, приспособлении животных и растений к ним;

- продолжение работы по обогащению природоведческого словаря детей;

- совершенствование умения образовывать однокоренные слова;

- формирование умения вести координированный диалог между воспитателем и ребенком.

2. Развивающая:

- развитие умений различать деревья, зверей, птиц, насекомых;

- развитие умений рассказывать о подготовке лесных обитателей к зиме;

- развитие умений понимать закономерности природы.

3. Воспитательная:

- воспитание любви к природе;

- воспитание уважительного отношения к лесным обитателям.

Ход занятия

1. Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг.

Что он вам напоминает?

Правильно колесо. Вот здесь - отверстие для оси, вот - спицы.

- А, знаете ли вы, что давным давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу?

Отсюда и название – круглый год.

Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на 4 разноцветные части.

- Как вы думаете, что обозначают эти части? (4 времени года). Вспомните их названия.

Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу»

2. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Собери картинку».

Возьмите со стола картинки. Рассмотрите их внимательно, подумайте, каким образом вы могли бы собрать три разных картинки.

На выполнение задания я даю одну минуту.

(Дети делятся на 3 подгруппы и собирают 3 осенние картинки, а воспитатель на доске выкладывает такие же картинки).

-По вашим картинкам мы и узнаем, о чем пойдет речь на занятии.

Какое время года? Что изображено на 1-ой? 2-ой? 3-ей картинках?

(ответы детей – начало, середина, конец осени).

- У каждого времени года есть 3 сына. Что это за сыновья? (Месяцы).

А какие у осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- А вы знаете, ребята, в старину месяцы года и, в частности, осенние месяца назывались совсем по-другому.

Сентябрь - листопадник, хмурень, рябинник.

Как вы думаете, почему?

(В сентябре начинают опадать листья, в сентябре часто хмуриться небо, к первым заморозкам поспевала рябина).

Октябрь – листобой, мокрохвост, грязник.

(Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами).

Ноябрь – это подзимник, грудень.

(Последний месяц перед зимой, а смерзшая, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежит грудами, кучами).

Знаете, ребята, я обнаружила кое-что очень интересное.

Давайте выпишем рядышком 1-ые буквы осенних месяцев.

1-ый осенний месяц «сентябрь» начинается со звука «С», обозначим его буквой «ЭС», 2-ое слово «октябрь» --со звука «О», обозначим буквой «О»,

3-е слово «ноябрь» --со звука «Н», обозначим его буквой «ЭН».

С О Н

Вот это слово и будет нашим «осенним» словом.

Воспитатель предлагает детям прочитать вместе слово.

-Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое «осеннее» слово.

-Как вы считаете? (Ответы детей и обобщение с воспитателем).

(Осенью вся природа готовиться ко сну, к отдыху; растения будут спать под снегом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом).

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, вы наверняка многие из вас бывали в лесу. А в осенний лес сейчас, хотите попасть? (хотим).

Приглашаю в круг, (звучит спокойная музыка).

А в лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг.

Теперь в ладоши хлопни раз.

Над нами сереют небеса,

Везде одни только деревца.

Открой скорей глаза.

Вот мы и в лесу.

-Подумайте, какие «лесные» слова вы знаете?

-Поиграем в игру «Вопрос – ответ».

•Как называется маленький лес? (лесочек, лесок)

•Как называется растение, растущее в лесу? (лесное).

•Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий).

•Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик, лесовичок).

Обобщение воспитателя: Как много лесных слов вы знаете, молодцы.

Воспитатель:

- В лесу много жителей. Одни из них это, отгадайте загадку:

«Весной веселит,

летом холодит,

осенью питает,

а зимой согревает». (Деревья)

- А какие деревья вы знаете? (Деревья бывают разные, лиственные, хвойные, плодовые).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультурная минутка «Деревья».

Я называю и показываю дерево, а вы его изображаете.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

У каждого дерева и каждого куста есть листья, покажите на карточках, что было сначала, а что потом.

(Обобщение детей и воспитателя).

Пальчиковая игра «Раз, два, три» Играем в неё 2 раза.

Дидактическое упражнение на штриховку «С какого дерева листок».

(Дети заштриховывают простым карандашом, штрихи кладут плотно, широко).

Обобщение детей и воспитателя. Назовите с какого дерева и какие листья.

(Листья с березы – березовые листья, с клена…., с осины…., с дуба….,

с рябины…., с тополя….)

Воспитатель: -Подумайте и скажите, почему в осеннем лесу так тихо?

- Не летают бабочки, жуки, божьи коровки, не звенят комары?

(Почуяв осенние холода, большинство насекомых в наших краях вообще не погибают, майский жук зарывается в землю, в глубокий сон впадают личинки и куколки комаров, бабочек, прячась под листом, в коре деревьев, повиснув под стебельками веток. Ящерицы, змеи заползают под корни старых деревьев или в трухлявые пни.)

Воспитатель обращает внимание детей на отсутствие голосов птиц.

«Еще ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступили холода и не слыхать их, и не видать, лишь изредка протрещит сорока, простучит дятел и тишина.»

Воспитатель: - Куда же подевались все птицы? (Ответы детей. Многие птицы осенью улетают, их называют перелетные).

- Назовите перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, кукушка, соловей, журавли, аисты, утки).Куда и почему улетают? (Улетают в теплые края, потому что есть нечего, т. к. их пища –насекомые, но каждую весну возвращаются на Родину.)

Воспитатель: - Осенью птицы собираются в стаи. Одни летят только днем, другие – ночью, одни делают остановки на отдых и кормежку (журавли, гуси, скворцы, другие могут лететь весь день, без остановок на кормежку (ласточки, стрижи) т. к. ловят мошек на лету и только ночью отдыхают. А вот кукушка улетает в одиночку. В стаях птицы выстраиваются за вожаком, кто клином, кто в косой ряд (утки, а кто и в длинные цепочки (гуси).

-Но многие птицы остаются с нами зимовать. Как они называются?

Каких зимующих птиц вы можете назвать? (сорока, воробей, синица, дятел, поползень).

Чем они питаются, если все насекомые спрятались? (Переходят на растительную пищу: семена растений, зерна, ягоды).

Воспитатель: - Давайте послушаем, что нам расскажут дети.

Дети делают сообщения о птицах, которые подготовили совместно с родителями о дятле, о поползне, о синице с использованием демонстрационного материала.

Воспитатель: Да, это интересно!

-В лесу растут не только деревья, кустарники, мхи и ягоды, живут птицы и много разных животных.

-Кто же живет в лесу? (ответы детей).

Воспитатель выставляет на мольберт панно «Осень в лесу». Все животные лесные осенью готовятся к предстоящей зиме и холодам, но все по разному, все по своему, расскажите как.

Ответы детей.

Обобщение воспитателя:

«Одни делают запасы впрок: белка – грибы, орехи, желуди, семена, зерна; мыши – зерна; поползни – семена растений. Одни животные линяют (белка, заяц, лось, лиса, волк). Другие звери никаких кладовых не устраивают, они сами себе кладовые, просто у них откладывается под кожей жир, который проникает в кровь, как пища да и греет, п. ч. холода не пропускает. Вот и получается, что им не холодно и не голодно.

- Назовите таких животных (медведь, еж, барсук).

А третьи животные – ничего не запасают, не укладываются спать, а продолжают вести активный образ жизни (лисы, волки, зайцы, лоси, кабаны).

Воспитатель предлагает детям на карточках с животными отметить только тех, кто спит всю зиму.

Много жителей в лесу и всем здесь хватает места – никто никому не мешает, п. ч. ЛЕС является ДОМОМ для всех его обитателей.

Осень проходит и скоро уступит место зиме.

Воспитатель читает стихотворение И. Мазнина

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес.

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

Итог: - Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Скажем лесу до свидание, пусть он отдыхает зимнюю порой, а весной вернемся вновь и будем наблюдать за его превращениями и чудесами.

Исполняется песня «Прощание с осенним лесом» Е. Машечковой.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу»
Опубликовано: 13 января 2012 в 20:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....