Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа

Ирина Ивановна Литвинова
Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа

Занятие в подготовительной группе ДОУ.

Конспект

Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.  

Задачи.

Обучающие:

• расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;

• закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие: познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, посуда и т. д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

развивать художественно-творческие способности детей.

• развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;

• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к Родине;

• развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;

• уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.  

Оборудование и материалы: Презентация,иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.

Воспитатель.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь!

Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.

Дети. Петух.

Воспитатель.

Порслушайте, как наш Петушок поёт:

Рано – рано поутру

Петушок: «Ку-ка-ре-ку.

Приди – приди солнышко,

Под моё окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее».

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).

Ребята, а где петух будит людей?

Дети. В деревне.

Воспитатель. Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?

Дети. Дома, улица, люди.

Воспитатель. А из чего строили дома в деревне?

Дети. Из брёвен.

Воспитатель.  Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка: «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.

А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так! 

Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.

С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?

Дети. Разводили домашних животных.  

Воспитатель.  Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.

Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?

Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.

Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.  

Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»

Физкультминутка

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.

Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.

И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.

Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.

Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.

А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.  

А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра).

Воспитатель.  А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).

Воспитатель.  В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.

Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Досуговая деятельность по приобщению дошкольников 4–5 лет к культуре русского народа «В гостях у бабушки Матрены» Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о народных традициях. Задачи: Образовательные: - формировать.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе «Как люди жили на Руси» .

Конспект НОД «Как люди на Руси жили» Конспект НОД. Тема: Как люди на Руси жили. Задачи: Образовательные: Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного.

Конспект НОД «Как жили люди на Руси» НОД «Как жили люди на Руси». Формирование толерантного отношения дошкольников к культуре народов России. Цель: Воспитывать интерес и.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как жили на Руси» Ход занятия: Мы с вами уже не раз беседовали о нашем народе, о том, как жили на Руси, в каких домах жили, что было в доме, как и с помощью.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как жили первые люди» Цель: Дать детям знания о том, как жили первые люди на Земле, где они жили, чем питались, как добывали огонь, пищу, какую носили одежду,.

Кукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народаКукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народа В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа
Опубликовано: 22 января 2018 в 11:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки» Цель: воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. Задачи: -...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы «Незнайка в городе...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы. Незнайка в городе «Безопасность» Цель: Развитие у детей понятия о необходимости соблюдать...
Конспект аппликации «Подарок для мамочки» подготовительная группа
Цель: изготовить подарок для мамы из цветной бумаги. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ручного труда. Задачи: - развивать...
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса «Театральное...
Аннотация. В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной...