Ирина Ивановна Литвинова
Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной группе ДОУ.
Конспект
Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи.
Обучающие:
• расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;
• закреплять знания детей о русской избе.
Развивающие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, посуда и т. д.);
Публикация «Занятие „Как на Руси люди жили“, Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
развивать художественно-творческие способности детей.
• развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к Родине;
• развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;
• уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.
Предварительная работа : рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование и материалы: Презентация,иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия:
Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.
Воспитатель.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь!
Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.
Дети. Петух.
Воспитатель.
Порслушайте, как наш Петушок поё т:
Рано – рано поутру
Петушок: «Ку-ка-ре-ку.
Приди – приди солнышко,
Под моё окошечко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее».
Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).
Ребята, а где петух будит людей?
Дети. В деревне.
Воспитатель. Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.
Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?
Дети. Дома, улица, люди.
Воспитатель. А из чего строили дома в деревне?
Дети. Из брёвен.
Воспитатель. Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка : «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.
И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.
А жили так : селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так!
Было на Руси правило : шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.
Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.
С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал :
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?
Дети. Разводили домашних животных.
Воспитатель. Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?
Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.
Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.
Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»
Физкультминутка
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.
А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.
А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра).
Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).
Воспитатель. В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.
Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.