Юлия Яковлева
Занятие «Маленькие герои большой войны»
Цель: патриотическое воспитание младших школьников, через знакомство с подвигами юных героев-антифашистов, пионеров-героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
• познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ;
• воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, чувство долга и патриотизма, любовь к Родине, своему народу; чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям.
• способствовать формированию умения публично выступать.
Публикация «Занятие „Маленькие герои большой войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Юные герои – антифашисты», книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, видео военных песен.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история.
Воспитатель: Но сегодня мы собрались с вами, чтобы почтить память тех, кто не понаслышке с ней знаком, маленьких героев большой войны. Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе. Многие остались живы и встретили Победную весну 1945 года. Имена у них разные, но их судьбы похожи - все, что они делали ради освобождения своей страны от фашистских захватчиков. Им, юным героям - антифашистам, посвящается этот День.
Читает стихотворение ребё нок:
Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь…
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за отчизну постоять.
И в восемнадцатом, и в сорок первом
Шли в бой они, а рядышком порой
Шагал мальчишка, сверстник наш, наверно.
Еще мальчишка, но уже герой!
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое фашизм и кто такие антифашисты?
Дети: Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.
Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.
Воспитатель: В России в этот день вспоминают советских мальчишек и девчонок, юных антифашистов, которые плечом к плечу с взрослыми встали на защиту страны во время Великой Отечественной войны. Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Известные и неизвестные маленькие герои Великой войны, тысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они стреляли из одного окопа: взрослые солдаты и вчерашние школьники. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей. Они становились бесстрашными подпольщиками, совершая опасные диверсии и помогая укрывать раненых бойцов. Они каждый день рисковали жизнями, и не всем удавалось выжить в страшной войне.
Воспитатель:
Этот день отмечается ежегодно 8 февраля с 1964 года.
- Но почему именно 8 февраля с 1964 года было принято отмечать этот день?
- Что же такого особенного случилось в этот день?
Рассказывает ребё нок: День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .
Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.
В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне. В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев. Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
Воспитатель:
- Спасибо (имя ребёнка) за рассказ.
- Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.
- Каждый из вас приготовил небольшой рассказ о некоторых из тех юных героев, чтобы мы смогли понять и оценить, какой ужасной и непомерной ценой была достигнута Победа.
В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних ребят. «Сыновья полка», пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми и за боевые заслуги награждались орденами и медалями.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется эта награда? Да, это медаль «Золотая Звезда». Когда вручали такую медаль?
Такую медаль вручали, когда присуждали звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны (ВОВ) — это высшая степень отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий.
Звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков. Однако из них членами пионерской организации на момент совершения подвига являлись только Марат Казей и Валя Котик. Остальные были старше предельного для пионеров возраста 15 лет, а Зина Портнова и Борис Цариков уже состояли в комсомольской организации. Тем не менее, имена всех шести Героев Советского Союза внесены в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации.
Воспитатель:
- Ребята, к сегодняшнему занятию мы приготовили доклады об этих юных героях. Давайте послушаем о подвигах этих смелых и отважных ребят. Но перед тем, как мы начнём, я бы хотела чтобы вы, слушая рассказы, подумали, почему так важен был каждый подвиг каждого из этих детей и почему они поступили именно так, не боясь пожертвовать своей жизнью, а не как – то иначе? Что было основной причиной подвигов этих юных героев?
Леня Голиков, 16 лет
Когда началась война, Леня добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих тогда еще 14 лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.
В 1942 году он вступил в партизанский отряд. Ходил в разведку, приносил важные сведения. Один бой Леня вел в одиночку против фашистского генерала. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр он преследовал врага и убил его. В портфеле оказались важные документы. Тогда штаб партизан немедленно переправил бумаги самолетом в Москву.
С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Мальчик погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области.
Марат Казей, 14 лет, партизан
Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.
Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, мать Марата, прятала у себя раненых партизан, за что была повешена. Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны.
В мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели видео «Пионеры герои» на легендарную песню в исполнении Натальи Кочура «О героях былых времён»
Воспитатель: А теперь давайте продолжим слушать о подвигах юных героев.
Валя Котик, 14 лет, разведчик
Валя – один из самых юных Героев СССР. Родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.
В 1942 году начал выполнять поручения по разведке от подпольной партийной организации, а осенью этого же года выполнил первое боевое задание – ликвидировал начальника полевой жандармерии. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Парень был смертельно ранен в феврале 1944 года.
В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова, 17 лет
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. В 1942 году она вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Там Зина активно участвовала в распространении агитационных листовок и устраивала диверсии против захватчиков. В 1943 году Портнова попала в плен к немцам. Во время допроса она схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух фашистов, пыталась сбежать. Но ей не удалось этого сделать.
Из книги Василия Смирнова «Зина Портнова» :
«Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась «советской бандиткой». Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…».
10 января 1944 года 17-летнюю Зину Портнову расстреляли. В 1985-м ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Шура Чекалин
Александр Павлович Чекалин родился 25 марта 1925 года в с. Песковатском Лихвинского уезда Калужской губернии (ныне — Суворовский район Тульской области) в семье охотника.
В мае 1941 году окончил восемь классов средней школы в г. Лихвине (ныне — Чекалин). С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, затем вместе с отцом перешел в партизанский отряд "Передовой", став разведчиком. Собирал сведения о дислокации, численности, вооружении и маршрутах передвижения немецких частей, а также минировал дороги, подрывал эшелоны, выполнял обязанности радиста. В начале ноября 1941 года Александр Чекалин серьезно заболел и вернулся в родное село, где был захвачен в плен немцами после доноса сельского старосты. 6 ноября 1941 году 16-летний партизан был повешен на городской площади Лихвина. После освобождения города перезахоронен с воинскими почестями. 3 апреля 1942 года сдавшие партизана немцам Никифор Авдюхин и Алексей Осипов были расстреляны по приговору советского суда.
4 февраля 1942 года отдельным указом Президиума ВС СССР Александру Чекалину "за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе против немецких захватчиков" было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1944 года г. Лихвин носит имя Чекалин. В 1972 году о подвиге партизана был снят советский кинофильм "Пятнадцатая весна" (реж. Инна Туманян).
Боря Цариков
Борис Андреевич Цариков родился 31 октября 1925 года (по другим данным — 1926 года) в гор. Гомеле Гомельской губернии РСФСР (ныне — на территории Белоруссии) в семье служащего. Имел среднее образование.
В 1941 году в возрасте 16 лет вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, служил разведчиком 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. 15 октября 1943 году с группой минеров 17-летний Цариков переправился через реку Днепр в районе пос. Лоева Гомельской области и водрузил на правом берегу красное знамя. В течение пяти суток участвовал в боях по расширению плацдарма. Несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб.
Указом Президиума ВС СССР от 30 октября 1943 года в составе группы из 183 военнослужащих 65-й армии красноармеец Борис Цариков был удостоен звания Героя Советского Союза "за форсирование реки Днепр, захват и удержание плацдарма на западном берегу реки".
13 ноября 1943 года Борис Цариков (на тот момент — ефрейтор, комсорг батальона) погиб в бою. Похоронен в братской могиле в Лоеве.
Воспитатель: Я предлагаю почтить минутой молчания тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ. «Реквием» Моцарта.
Итог:
Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши доклады!
А теперь я бы хотела чтобы вы ответили на вопросы, заданные мною в начале нашего занятия :
- Почему так важен был каждый подвиг этих детей и почему они поступили именно так, не боясь пожертвовать своей жизнью?
- Что было основной причиной подвигов этих юных героев?
Ответы детей
Воспитатель: Немало подвигов совершили пионеры в годы Великой Отечественной войны. Каждый из них по-своему величествен и неповторим. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, ребята.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.
Воспитатель: И пока мы помним этих смелых ребят и их подвиги, они будут жить в нашей памяти и в истории нашей страны. ГЕРОИ НИКОГДА НЕ УМИРАЮТ!
Видео «Пусть всегда будет солнце»