Занятие «Путешествие по Третьяковской галереи»

Наталья Пархоменко
Занятие «Путешествие по Третьяковской галереи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Ласточка» Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Конспект занятия

Тема: «Путешествие

по Третьяковской галерее»

Преобладающие направление развития: «Художественно-эстетическое»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории Пархоменко Н. В.

Февраль 2020 г.

Тема: «Путешествие по Третьяковской галерее»

Цель: Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, интерес к видам искусства.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о музее русского изобразительного искусства – Третьяковской галерее, ее основателе -П. М. Третьякове;

Продолжить знакомство с русскими художниками и их творчеством;

Расширять представления детей о живописи, закрепить знание о жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж, сказочно – былинный жанр).

Развивающие:

Формировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства;

Развивать желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали.

Побуждать высказываться по сюжету картины, тем самым развивая и активизируя устную речь детей; Обогащать словарный запас.

Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», «Февраль. Масленница».

Воспитательные:

Приобщать к национальному и мировому художественному наследию.

Познакомить с правилами поведения при посещении картинной галереи;

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и живописи, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: приглашение в путешествие в картинную галерею.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: чтение загадок, рассматривание репродукций картин.

3.Приемы организации практической деятельности детей: игры «Найди портрет», «Составь натюрморт», «Художники», «Составление картины».

4.Приемы поддержания интереса у детей: перемещения по залам картинной галереи, смена видов деятельности.

5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, самоанализ отдельных моментов занятия.

Предварительная работа: экскурсия в музейно-выставочный комплекс на выставку творческих работ и рисунков учащихся Детской школы искусств (ДШИ); экскурсия в ДШИ; ознакомление с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт); рассматривание репродукций картин великих художников - В. Серова, И. Репина, И. Айвазовского и других; ознакомление с музыкальными произведениями П. И. Чайковского; рисование портретов, пейзажей, натюрмортов с помощью различных художественных материалов и техник.

Словарная работа: галерея, пейзаж, портрет, натюрморт, художник.

Планируемые результаты: ребенок проявляет интерес к культурным ценностям и общественно-значимым объектам, может определить принадлежность картины к одному из жанров; умеет внимательно слушать взрослого и сверстника, воспринимает игровые задания, выполняет их согласно правилам; владеет речевыми умениями, аргументирует правильность обобщений.

Создание среды для организации и проведения занятия:

Оборудование и материалы: магнитофон; аудиозаписи произведений П. И. Чайковского «Октябрь; Осенняя песнь», «Февраль; Масленница»; изображение Третьяковской галереи; репродукции картин из Третьяковской галереи, размещённые группами, в соответствии с жанром, по периметру музыкального зала (портреты: И. Репин «Портрет П. М. Третьякова», А. В. Серов «Девочкас персиками», О. А. Кипренский «А. С. Пушкин», Е. С. Сорокин «Нищая девочка – испанка», З. Серебрякова «За завтораком», И. Е. Репин «На солнце»;натюрморты: Ф. П. Толстой «Букет, цветов, бабочка и птичка», И. ХФ. руцкий «Цветы и плоды», П. П. Кончаловский «Персики», П. ПКончаловский «Окно поэта», П. В. Кузнецов «Утро»;пейзажи: И. И. Шишкин «Рожь», В. Д. Поленов «Заросший пруд», И. И. Левитан «Цветущие яблони», Е. Е. Волков «Октябрь», Б. М. Кустодиев «Масленица»; сказочно –былинный жанр: В. В. Васнецов «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», Царевна Лягушка», «Ковер – самолет», «Снегурочка»); предметы для составления натюрморта; разрезные картинки на тему «Живопись».

Критерии оценки деятельности детей в занятия:

1. Активность

2. Самостоятельность.

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность

6. Самооценка.

Направления развития Вид деятельности Решаемые задачи

Познавательное Рассказ о предстоящем путешествии Дать представление о музее русского изобразительного искусства – Третьяковской галерее, ее основателе П. М. Третьякове;

• Продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством;

Социально - коммуникативное Посещение музея Познакомить с правилами поведения при и посещении галереи;

Приобщать к национальному и мировому художественному наследию.

Речевое Ответы на вопросы Побуждать высказываться по сюжету картины, развивать и активизировать устную речь детей;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое Отгадывание загадок, Дидактические игры «Найди портрет», «Составь натюрморт», «Художники»,

«Собери картину» Формировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства;

Расширять представления детей о живописи, закрепить знание о жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж).

Развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали.

Музыкальное Слушание фрагментов музыкальных произведений Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», «Февраль. Масленница».

План занятия

1.Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2.Основная часть:

Рассматривание картинок «Третьяковская галерея»

и портрет П. М. Третьякова

Отгадывание загадки

Дидактическая игра «Найди портрет»

Отгадывание загадки

Дидактическая игра «Составь натюрморт»

Отгадывание загадки

Дидактическая игра «Художники»

Отгадывание загадки

Дидактическая игра «Составь портрет»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов занятия:

Длительность занятия

5 мин

22мин

3 мин.

30мин.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Части занятия Содержание

1. Вводная часть. Создание игровой ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели.

Ход совместной деятельности

Дети собираются в групповой комнате вокруг воспитателя.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами отправимся в большой, красивый, красный дом, похожий на дворец. Дом этот находится в Москве и называется он Третьяковская галерея. Это дом, в котором живут картины известных художников. Ребята, знаете ли вы что такое галерея?

Дети: Галерея – специальное помещение, художественный музей, в котором размещены предметы искусств.

В: Как вы думаете, почему галерею называют Третьяковской?

Дети: Один из ее основателей Павел Михайлович Третьяков.

В: Правильно, много лет назад молодой московский купец Павел Михайлович Третьяков осуществил свою давнюю мечту. Много лет, любя живопись, он приобретал картины знаменитых русских художников. Ему очень хотелось, чтобы ими могли любоваться все люди…он передал свою коллекцию картин в дар родному городу-Москве и тем самым открыл музей, который потом назвали его именем - Третьяковская галерея.

Воспитатель: Ребята, а кто такие художники?

Дети: Это люди, которые пишут картины.

Воспитатель: Да, ребята, это те люди, которые пишут картины, занимаются живописью. Музей, это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться картинами.

Посетители, которые пришли в музей,должны соблюдать несколько правил:

В музее все ходят «музейным» шагом, (Не топают ногами - ходят тихо,

Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем,

В музее все должны соблюдать «музейную» тишину,

Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь,

Нельзя ничего трогать руками.

Воспитатель: Давайте попробуем пройти «музейным» шагом, сделать «музейный» жест и создадим «музейную» тишину». (Дети выполняют задание).

Перед входом в музей воспитатель обращает внимание детей на стенд.

Воспитатель: «На этом стенде Здесь вы можете увидеть какой предстаёт галерея перед взглядами те, кто пришёл её посетить. Мы создали небольшой уголок Третьяковской галереи. Здесь вы видите портрет П. М. Третьякова, основателя этого музея. И здание музея.

Под спокойную музыку дети входят в музыкальный зал.

2. Основная часть.

Показ, комментирование

Рассматривание картин

Дидактические игры

Воспитатель: В живописи существует несколько жанров. Какие жанры вы знаете?

Дети: портрет, пейзаж, натюрморт.

Чтобы отправиться в первый зал сначала ответьте мне на один вопрос, кто рассказывает про картины в картинной галерее?

Дети: Экскурсовод.

Воспитатель: Правильно, экскурсоводы. И сегодня я буду вашим экскурсоводом. А в какой мы сейчас отправимся зал, вы мне ответите после загадки.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.

Летчик или балерина, или Колька твой сосед-

Обязательно картина называется ….

Дети: портрет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. И мы с вами отправляемся в зал, где висят на стенах портреты. Кто скажет, что такое портрет?

Дети: Это изображение одного или нескольких людей, их лиц, в полный рост, плечевой портрет.

Воспитатель: Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, могут быть даже портреты животных. Мы можем узнать, когда они жили, чем занимались. На что похож портрет?

Дети: На фотографию.

Воспитатель: И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду,но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное. В чем главная особенность написания портрета?

Дети: портрет пишется с натуры, т. е. тот, кого пишут, должен позировать неподвижно по несколько часов.

Воспитатель: Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из портретов вам знакомы?

Дети: «Девочка с персиками», «А. С. Пушкин», «За завтраком, «На солнце».

Воспитатель: Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)

Воспитатель: Кто изображен на портретах?

Дети: На них изображены люди.

Воспитатель: Художников, которые пишут портреты, называют художниками – портретистами. Каких художников – портретистов вы знаете?

Дети: Валентин Серов, Илья Репин, Василий Тропинин.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди портрет». На столах разложены картины, вы должны выбрать из них портреты. Как только найдете портрет, вешаете его на доску и встаете на место. Итак, начали.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами создали свою портретную галерею.

А теперь предлагаю вам отправиться в следующий зал, а в какой - отгадайте.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу или грушу или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это ….

Дети: натюрморт.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в зал номер два.

Картины что вы видите - это натюрморты. Недаром само слово «натюрморт» означает застывшая природа. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они?

Дети: здесь изображены разные овощи, фрукты, цветы, посуда.

Воспитатель: Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. Найдите самый вкусный натюрморт. Самый веселый натюрморт?

Самый необычный?

Воспитатель: Какие из натюрмортов вам знакомы?

Дети: «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы и плоды», «Окно», «Утро».

Воспитатель: Какие художники натюрмористы вам известны?

Дети: Иван Хруцкий, Петр Кончаловский, П. Кузнецов.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Составь натюрморт». Из предметов, что есть на столе нужно создать один общий натюрморт. Каждый из вас берет по одному предмету и располагает его так, чтобы получился натюрморт. Давайте начнем.

Воспитатель: Мы составили натюрморт, а потом придет художник и напишет картину по нашему образцу. Отлично, ребята, поспешим в следующий зал. А вот что мы увидим на картинах в следующем зале,угадайте:

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется….

Дети: пейзаж.

Воспитатель: Вот мы попали в зал номер 3.

Что же нам показывают пейзажи?

Дети: красоту природы.

Воспитатель: Да, ребята, на этих картинах художники изображают природу. А какую природу?

Дети: Природу в разные времена года.

Воспитатель: Правильно, они изображают природу в разные времена года. Лес, луга, моря, горы – все это пейзажи. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Дети: С помощью красок.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься. Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

Кто помнит, как называют художников, изображающих пейзажи?

Дети: Пейзажисты.

Воспитатель: Каких известных художников – пейзажистов вы знаете?

Дети: Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Иван Шишкин.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на пейзажи, которые находятся в нашем зале пейзажей. Ой, кажется кто –то побывал в галерее до нас и что – то на этой стене перепутал. (Среди пейзажей висит картина другого жанра.)

Воспитатель: Вы уже догадались, в чем ошибка? Найдите лишнюю картину и объясните свой выбор.

Воспитатель: Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку. Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и выберите из представленных репродукций картин ту, которая наиболее точно отражает характер, настроение услышанной композиции, и объясните свой выбор. Ребята, а сейчас послушайте внимательно музыкальное произведение

(Звучат аудиозаписи П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», «Февраль. Масленница».

Воспитатель: Молодцы вы верно соотнесли репродукции картин с услышанной композицией. Сейчас, мы с вами поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы – картинами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами. я буду называть какое-нибудь явление природы, а вы будете изображать чувства которые вызывает у вас это явление, например радость, грусть, злость а вы попытаетесь это чувство изобразить.

Воспитатель: Светит солнышко Дети - Радость! Идёт сильный дождь - грусть! Гремит сильный гром - Страх! Появилась радуга - Спокойствие! И вы гуляете и внезапно поднялся сильный ветер - Растерянность! Дети изображают.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и вы сразу отгадаете,что еще могли изображать художники:

Если видишь на картине ты Аленку у реки,

Или три богатыря, смотрят в даль с высока,

Иль ковер самолет, отправляется в полет.

Отвечайте без подсказки, куда отправимся мы ….

Дети: В сказку.

Воспитатель: Сказочно - былинный - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. Наш народ через века пронёс былины, передавая их из уст в уста. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, защищали слабых и обездоленных, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей.

Воспитатель: Назовите мне художников сказочно-былинного жанра?

Дети: Иван Билибин и Виктор Васнецов.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим картины сказочно былинного жанра и назовите вам известные.

Воспитатель: Скажите, кто эта девушка, которая сидит на берегу?

Дети: Сестрица Аленушка.

Воспитатель: Да, В центре картины изображена девушка, которая грустит, кажется она вот-вот расплачется. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: Грусть, печаль, желание помочь ей.

Воспитатель: И еще одна картина «Иван царевич на сером волке».

В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза - человеческие. Перед нами оборотень. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования. Вот такие интересные картины можно увидеть в Третьяковской галереи.

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю вам собрать картину из разрезных частей и назвать ее.

Дети собирают картину из разрезных частей и называют ее.

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов НОД.

Рефлексия.

Воспитатель: Ну вот, и подошла к концу наша экскурсия по Третьяковской картинной галерее. Что вам понравилось в нашем путешествии?

Дети: Нам понравились картины. Мы узнали как называются художники, которые пишут портреты, пейзажи, натюрморты.

Воспитатель: Вы хотели бы еще раз посетить галерею?

Воспитатель: А в какой из залов вы хотели бы посетить еще раз?

Воспитатель: У вас появилась любимая картина? Какая?

Воспитатель: Давайте, как настоящие художники, выразим свое настроение с помощью цветовых карточек, цветные это хорошее настроение, а черно-белые не очень.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за активное участие в занятии. Вы большие молодцы. Я думаю, что вы сегодня получили заряд положительных эмоций от нашего путешествия.

Длительность занятия: 30 минут.

Публикации по теме:

«Страна в лицах». Мои впечатления. Фоторепортаж из картинной галереи А. Шилова«Страна в лицах». Мои впечатления. Фоторепортаж из картинной галереи А. Шилова Приглашаю в Московскую Государственную картинную галерею народного художника СССР Александра Шилова, в прекрасный мир добра и красоты,.

Фотозарисовка о посещении художественной галереи «Твоя история»Фотозарисовка о посещении художественной галереи «Твоя история» Недавно я посетила художественную галерея «Твоя история», который находится в жилом районе «Гармония» г. Михайловск. Этот город молодой.

Фотоочерк о выставке «Уличные галереи»Фотоочерк о выставке «Уличные галереи» Л. Рыбакова Фотоочерк о выставке «Уличные галереи» Фото, сделанные на выставке, во избежание ненужных бликов, представлены мною, в ракурсе.

Фоторепортаж из Керченской картинной галереиФоторепортаж из Керченской картинной галереи В список мест для посещения в городе Керчь мной была включена картинная галерея. Предлагаю Вам, дорогие коллеги, познакомиться с ее экспонатами.

Фоторепортаж «Посещение Галереи кукол»Фоторепортаж «Посещение Галереи кукол» Со вчерашнего дня я нахожусь под впечатлением от посещения Галереи кукол на улице Большая Морская в самом центре Петербурга. Мы поехали.

Фотоотчет об открытии мини-галереи в ДОУФотоотчет об открытии мини-галереи в ДОУ Фотоотчет по открытию мини-галереи в ДОУ. Верменич Галина Хочу поделиться с вами нашей мини-галереей. Идея создания мини-галереи пришла.

Музыкальное занятие «Путешествие с Поросенком»Музыкальное занятие «Путешествие с Поросенком» Дети входят в зал и становятся в круг. Здравствуй, солнце, Здравствуй, луг! Ты мой друг И я твой друг. Будем вместе мы играть, Будем сказку.

Игровое занятие «Путешествие в лес» Игра — Путешествие в лес. Цели и Задачи: Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях.

Экскурсия в мини-музей галереи картинЭкскурсия в мини-музей галереи картин Экскурсия в мини – музей галереи картин. Совсем недавно в нашем детском саду открылась картинная галерея, в которой разместили репродукции.

Занятие «Путешествие в весенний лес» Задачи:– побуждать детей читать стихотворения выразительно, по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу; — развивать.

Автор публикации:
Занятие «Путешествие по Третьяковской галереи»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 17:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...

16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...


Горячие темочки