Занятие на экологической тропинке с детьми средней группы «Путешествие муравьишки»

евгения горшкова
Занятие на экологической тропинке с детьми средней группы «Путешествие муравьишки»

тема "Путешествие муравьишки"

цели:

1 Обобщить и систематизировать представления детей о насекомых, и

конкретно о муравьях;

2 Упражнять в различении и назывании насекомого по ярким признакам

(величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела) ;

3 Уточнить представления о жилищах насекомого;

4 Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе

отгадывания загадок и решения творческих задач.

5 Развивать мышление, память.

6 Воспитывать у детей желание заботиться о природе.

• Материал к занятию: фигурки муравья и других насекомых;

разрезные картинки муравья.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические: объяснение, показ,

рассказывание, игры и игровые упражнения.

Тип занятия: познавательно-развивающий

Предварительная работа: рассматривание стенда «Насекомые»,

Рассматривание муравейника на прогулке,

Чтение сказок и стихов о насекомых

Игра «Найди похожего жука»

Просмотр м/ф «Путешествие муравьишки

Ход занятия

1. Организационный момент.

Занятие происходит на улице. Дети сидят на скамейке.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня нас ждут

волшебные истории, увлекательные игры и еще много чего интересного. Мне

хотелось бы, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее

настроение, а для этого – дружно за руки возьмемся, и друг другу

улыбнемся!

2. Основная часть.

Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Однажды, гуляя

в лесу, я увидела муравейник около большого дерева. Остановилась и стала

наблюдать за муравьями. Они ползли словно маленькие черные точки

и были похожи на ручеек. Там я познакомилась с муравьишкой, который,

летал на листке берёзы. Очень мне понравился этот муравьишка, он

рассказал мне, как ему насекомые помогли добраться домой. Вдруг

подул сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень

расстроилась, что мало с ним поговорила. Но я успела его зарисовать.

Хотите посмотреть, каким он был?

Дети: Хотим.

Где же мои рисунки? (достает из корзинки части рисунков.).

Ой, что это случилось с ними?

Дети: разорвались и перепутались

Воспитатель: Перепутались части рисунков, но не беда, мы сейчас их

соберем. Пройдите к столам Коля и Вероника.

Дидактическая игра “Собери картинку из частей”

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, ребята, кто это? Дети походят к столу.

Дети: Это муравей.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у него лапок?

Дети:6.

Воспитатель: Что у него ещё есть? (показывает на усики)

Дети: усики.

Воспитатель: а какого муравей цвета?

Дети: черный.

Воспитатель: А муравьи большие или маленькие?

Дети: маленькие.

Воспитатель: У меня в корзинке шевелится. (заглядывает в

корзинку) Ребята, отгадайте, кто там. Послушайте загадку.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Кто это?

Дети: Муравьи

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: муравьи как маленькие точки, они чёрные.

Воспитатель: муравей - это насекомое, у него 6 ножек, есть усики его тело

состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко.

Так это тот самый муравьишка! Видимо его ветром занесло в мою корзинку.

Ребята, он плачет. Ему надо попасть в свой домик, ведь муравьи живут

только в своем доме. А вы знаете, как называется их домик?

Дети: муравьи живут в муравейнике.

Воспитатель: Правильно, муравьи живут в муравейнике: большой и

дружной семьей. Муравейник – это просторный и удобный дом. Вот

посмотрите на рисунок.

Дети рассматривают рисунок муравейника.

Муравьи всегда живут только в своем доме. Наш муравьишка очень

расстроился, что очутился так далеко от своего домика. Ведь скоро начнёт

холодать, пойдут холодные дожди, муравьи закроют свой домик на всю

зиму. Хотите помочь муравью вернутся в его дом и понаблюдать за его

путешествием?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Ещё раз внимательно посмотрите на его домик, запомните,

как он выглядит. На что похож муравейник?

Дети: На большую кучу, на шляпу гриба, на горку.

Воспитатель: Муравьишка сказал мне, что дорога к его лесному домику –

муравейнику проходит через речку, лужайку и старые пни деревьев. Но

прежде, чем отправиться в путешествие вспомните, как нужно вести себя на

природе.

Дидактическая игра “Хорошо - плохо” если так себя вести можно -

хлопайте в ладоши, если нельзя - молчите.

1)Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето

Мы не будем собирать их больших букетов.

2)Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать

Громко можем мы шуметь, даже очень громко петь.

Пусть пугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

3)Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

4)Бабочек можешь всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

5)Помоги лесным зверушкам, приготовить для них кормушки

Воспитатель: Вот мы с вами и разобрались, что хорошо, а что плохо.

Нельзя шуметь, сорить, ломать кусты, рвать цветы. А ещё, чтобы никому не

отстать, надо внимательно меня слушать. Отправляемся в путь! А муравья

понесем в корзинке, чтобы его не поранить. (Под музыку весело шагаем к

речке).

Воспитатель: А вот и речка. Как же нам перебраться на другой берег?

Дети: перейти помосту.

Воспитатель: Ребята, руки в стороны, идём по мосту очень аккуратно, не

толкаясь.

Дети идут по «мосту» через речку.

К речке быстро мы дошли,

Мостик тонкий перешли.

Вышли на берег крутой,

Отведем муравьишку домой!

Воспитатель: А вот и лужайка. На ней красивые цветы. Как вы думаете, кто

может жить в цветке? (показывает на цветок, может муравьишка?

Дети: Нет

Воспитатель: отгадайте загадку, чей это домик.

Над цветком порхает, пляшет,

Крылышком узорным машет.

Дети: Бабочка.

Воспитатель показывает бабочку.

Воспитатель: а как вы догадались?

Дети:У неё узор на крылышках, она летает над цветами, машет

крылышками.

Физкультминутка «Бабочка»:

Бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два –изящно покрутилась,

Три - качнулась, чуть присела,

И к цветочкам полетела.

Воспитатель: Угадайте, а кого можно увидеть на лужайке?

дети по фигуркам отгадывают насекомых.

Воспитатель: Божья коровка, бабочка, стрекоза и муха– кто это? Назовите

одним словом.

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: у них 6 лапок, есть усики.

Воспитатель: Насекомых очень много. Каких вы еще знаете насекомых?

Дети: пчела, комар, оса.

Воспитатель: чем они все похожи?

Дети: у них 6 ног.

Воспитатель: Обитают насекомые не только на земле, но и в воздухе и на

воде.

Отдохнули ребята, давайте отправимся дальше.

Посмотрите, здесь тоже чей-то домик. Может это муравья?

Завернутый листик с гусеницей.

А кто здесь может жить? Посмотрите, кто это?

Дети: Гусеница.

Воспитатель: гусеница - это полезное насекомое или вредное?

Дети: вредное.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети: гусеница ест листья на растениях и они могут погибнуть.

Воспитатель: посмотрите сколько гусениц! Давайте поможем растениям и

соберём всех гусениц в ведёрко. Встаем друг за другом и каждый берет по

одной гусенице.

Игра «Кто скорее соберёт гусениц»

Воспитатель: Ребята, мы проделали большой путь: перешли через речку,

побыли на лужайке, избавили лес от гусениц, но так и не нашли домик

муравьишки.

Вот высоко летит божья коровка. Попробуйте ее поймать, только осторожно,

не повредите, не кричите, чтоб её не испугать. (Дети подпрыгивают, ловят.)

Игра “Поймай божью коровку”

Воспитатель: Божья коровка, не знаешь ли ты, где дом нашего муравья? Она

сказала, что нам надо пройти по пенькам и мы увидим муравейник.

Дети подходят к муравейнику.

Воспитатель: У нас на площадке маленький муравейник. Муравьишки живут

прямо в пеньке, их уже не видно. Потому что стало холодно и они

спрятались глубоко в земле. Там они утеплили свой домик и будут жить до

тепла, до весны.

В муравейниках большущих,

Муравьи в лесу живут,

Муравейники, как кучи,

На полянах там и тут.

Муравей большой трудяга,

Не знаком ему покой,

Без особого напряга,

Что найдёт – несёт домой.

Давайте оставим здесь нашего муравьишку.

Итог занятия.

Воспитатель: А прежде, чем отправиться в путь, скажите: вам понравилось

наше путешествие?

А что больше всего вам запомнилось?

Кому мы помогли добраться домой?

А каких насекомых мы встретили на полянке?

У как мы помогли растениям, что собрали в ведёрки?

Где живут муравьи? Почему их сейчас уже не видно?

Муравей благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски «насекомые».

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Спешим на помощь малышке-муравьишке!» Программное содержание. Образовательные: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять.

Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса» Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы. Образовательная область «Познание». Тема: "Муравьи – санитары леса".

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие на экологической тропинке с детьми средней группы «Путешествие муравьишки»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 09:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники...
Цель: Освоение нового способа рисования – печать поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида...