Галина Рассадкина
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы.
Образовательная область «Познание».
Тема: "Муравьи – санитары леса"
Образовательная область «Познание»
• Наблюдения за муравьями на участке
Программное содержание: Внимательно рассмотреть особенности строения муравья, воспитывать наблюдательность, любознательность.
Публикация «Методическая разработка „Познавательно-исследовательская деятельность детей, „Муравьи — санитары леса“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
• Темы для беседы: Муравьи — надёжные помощники лесоводов; Лесные муравьи — хищники; Муравьи неутомимые труженики; Как устроен муравейник; Какие враги есть у муравьев.
Программное содержание: Углубить знания детей о муравьях, их
образе жизни; о роли муравьев в жизни леса - о полезной деятельности
муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет
муравейники; Объяснять, что строительство муравейника - это большой
труд многих тысяч шестиногих созданий. Воспитывать доброжелательное
отношение к живым существам. Разъяснять, почему нельзя разорять
муравейники.
• Математическое развитие
Тема:«Стрекоза и Муравей»
С использованием приемов и методов ТРИЗ; блоки Дьенеша.
Программное содержание: Закреплять знания о геометрических телах, фигурах, линиях, углах. Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометрическую фигуру. Развивать навыки работы со схемой, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.
Материал:. Картинки с изображением Стрекозы и Муравья.
Геометрические тела. Карточка с прямой, замкнутой и ломаной линиями. Схемы преобразования одной фигуры в другую (из счётных палочек). Карточки с геометрическими фигурами; счётные палочки; карточки для игры «Найди и закрась цифру»; цветной карандаш; схема и блоки Дьенеша; красный и жёлтый круги на каждого ребёнка.
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: «Путешествие муравьишки».
С использованием приема моделирования.
Программное содержание: Обобщить представления детей о муравьях; упражнять в различении и назывании насекомого по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомого;
• развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
• Материал: Модель муравья и модели разных частей насекомых. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “ муравей»; бросовый материал (веточки, спички, листочки вырезанные из бумаги) для изготовления муравейника.
Образовательная область «Художественное творчество»
Тема: «Муравей»
• Аппликация с использованием приема работы с сухими листьями.
Программное содержание: Познакомить детей со схематичным изображением предметов; учить соотносить размер и форму засушенных листьев с деталями изображения; упражнять в расположении деталей по отношению друг к другу и на фоне.
Материал: Образец аппликации, схемы с изображением муравья, засушенные мелкие листья (акация, шиповник, рябина, удлиненные листья (облепиха, ива и т. д, фломастеры, альбомный лист, клей, тряпочка, кисточка для клея.
• Нетрадиционная техника: Отпечатки листьев.
Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие колорита в природе; учить изображать муравья с помощью отпечатков сухих листьев.
Материал: Образец рисунка, сухие осенние листья с различных деревьев, гуашь, альбомный лист, кисть.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Программное содержание: Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки; учить выделять главную мысль сказки, ее мораль; учить использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки.
• Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»
• Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
• В Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях»
Вопросы детям:
1. Что вы узнали из рассказа о муравьях.
2. Как муравьи поняли, где стоит варенье.
3. Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находиться варенье.
Рекомендации по организации работы с детьми:
-Наблюдение за муравьями в разное время года.
-Связь с растительным и животным миром.
-Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Игры с детьми: «Муравьиный терем»
-Детей можно разделить на команды. Каждая команда собирает ветки на своём участке. У кого получится муравейник больше. Когда ветки собраны, воспитатель спрашивает, устали ли дети? Похож ли их муравейник на муравейник лесных муравьев? Кто видел муравьиные кучи в лесу? Чем они отличаются от наших муравейников?
Эту игру лучше проводить весной после обрезки деревьев.
-Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник«, составь цепочку слов (ассоциация, исходное слово муравей, муравейник, пень и др.