Ксения Терре
Занятие по формированию математических представлений у детей 6–7 лет «Пространственные отношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Пространственные отношения. "
Цель: развитие пространственных ориентировок в пространстве и на плоскости
Реализация образовательных областей: "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество";
(для детей подготовительной группы)
Задачи: - развивать ориентировку по плану, умение соотносить предметы на схеме и в реальной обстановке,
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги, определять направления ориентировки "справа", "слева";
- развивать умение планировать,
Публикация «Занятие по формированию математических представлений у детей 6–7 лет „Пространственные отношения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- вырабатывать умение ориентироваться по заданному направлению;
- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь друг другу;
- ввести в речь новые слова: следопыт, четверть круга, схема, образец.
- использование технологий поисково-исследовательской деятельности.
Музыкальное сопровождение, игрушка Гном.
Для индивидуальной работы детей : лист бумаги в клетку, простой карандаш, набор геометрических фигур: две четвертинки круга, прямоугольник, треугольник.
Демонстрационный материал : карта мира, города, план кабинета, игрушка Гном, кукла, четверть круга, полукруг, схема построения ряда, схема "волшебного фонарика".
Постановка проблемы: как помочь Гному.
Предварительная работа :
Этапы образовательной деятельности:
1этап Мотивационный
2 этап Содержательный
3 этап Итоговый (рефлексия).
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: Воспитатель предлагает поздороваться с гостями
1этап: Мотивационный
Воспитатель: - Ребята, вы знаете кто такой следопыт? (рассуждения детей). Следопыт - это человек, который с помощью следов, подсказок, примет может найти пропавшего человека, животного или какой - либо предмет.
К нам на занятие пришел Гном, у него сломался волшебный фонарик. Он раскололся на части, эти части потерялись в группе.
2 этап: Содержательный
Воспитатель: - Ребята, что нам может помочь в поисках?
Дети: - Карта
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на план группы. Что обозначает геометрическая фигура трапеция?
Дети: - Стол
Воспитатель: - Что обозначает прямоугольник?
Дети: - Шкаф
Воспитатель: - Как нам узнать, где искать части волшебного фонарика? Где подсказки?
Дети: - Круги с цифрами
Воспитатель: - С какого момента мы начнем поиски?
Дети: - С круга, на котором указана цифра "1"
Воспитатель: - Найдите, кто там спрятался. (дети находят куклу)
- Посмотрите, кукла Катя сидит к вам лицом, справа и слева от нее - геометрические фигуры. Как они называются?
Дети: - Четверть круга и половина круга.
Воспитатель: - Какая фигура находится справа от куклы? (ответы детей). Как мы определяем, где справа, а где слева?
Дети: - Надо встать точно так же, как и кукла
Воспитатель: - Давайте встанем как кукла. Покажите, где теперь у вас правая рука, что вы видите справа от себя? А слева от себя? (ответы детей). Теперь сядьте на свои места и назовите, какая фигура слева от куклы?
Дети: - Четвертинка круга.
Воспитатель: - Правильно, мы с вами нашли первую часть фонарика. (раздаем детям по четвертинке круга)
Воспитатель: - Ребята, давайте немного отвлечемся, и сделаем небольшую разминку
( физминутка: - Пилим, пилим, пилим, пилим,
- Вместе мы бревно осилим.
- Рубим, рубим мы дрова,
- Закатали рукава.
- Хорошо мы потрудились,
- На лошадке прокатились.
- Привезли дрова домой
- Будет нам тепло зимой.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь скажите на этом закончились наши поиски?
Дети: - Нет, надо еще три части найти.
Воспитатель: - Что вы видите на этом листе?
Дети: - Клеточки и две точки.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем рисовать по клеточкам. Поставьте карандаш в первую точку, рисуем узор под диктовку: две клеточки вниз, две вправо, две вверх, две вправо (дети выполняют задание). Как вы думаете, куда мы дальше проведем линию?
Дети: - Две клеточки вверх.
Воспитатель: - Продолжите узор самостоятельно.
(дети выполняют задание).
Воспитатель: - Теперь ставим карандаш во вторую точку, приготовились: десять клеточек вправо, пять вниз, десять влево, пять вверх. Какая фигура у нас получилась?
Дети: - Прямоугольник
Воспитатель: - Значит, какой формы вторая часть фонарика?
Дети: - Прямоугольной.
Воспитатель: - Третью часть фонарика мы получим в том случае, если правильно выполним задание. Постройтесь в ряд так, чтобы каждый мальчик стоял между девочками. Посмотрите на схему, что могут обозначать фигуры круг и квадрат?
Дети: - Так схематично изображен наш ряд: круги - это девочки, квадраты - мальчики.
Воспитатель: - Теперь постройтесь так, как показано на следующей схеме ( например:
(дети выполняют задание)
Воспитатель: - Посмотрите, раньше здесь были квадраты, но видимо, домовенок Кузя разбросал все фигуры. Давайте попробуем соединить их таким образом, чтобы снова получился квадрат. (дети выполняют задание)
Дети: - Остался один лишний треугольник
Воспитатель: - А вот и последняя часть от нашего волшебного фонарика. Давайте возьмем все четыре части и сконструируйте "волшебный фонарик" так, как вы его представляете. (дети выполняют задание)
Воспитатель: - У вас получились интересные работы, но у Гнома фонарик выглядит иначе (показываем схему). Соберите фонарик по образцу (показываем схему)
Воспитатель: - Молодцы. а сейчас пришло время немного расслабиться и отдохнуть. Наступает волшебный сон (упражнение проводится сидя на стульях в "позе покоя" или лежа на ковре, звучит релаксационная мелодия в сопровождениизвуков живой природы).
- Все умеют танцевать,
- Прыгать, бегать, рисовать,
- Но не все пока умеют
- Расслабляться, отдыхать (пауза)
- Есть у нас игра такая
- Очень легкая, простая :
- Замедляется движение,
- Исчезает напряжение
- И становится понятно:
- Расслабление - приятно! (пауза)
- Дышится легко, ровно, глубоко. (пауза)
- Наши ручки отдыхают,
- Отдыхают, засыпают.
- Наши ножки отдыхают,
- Отдыхают, засыпают. (пауза)
- Дышится легко, ровно, глубоко. (пауза, 2 раза)
- Хорошо нам отдыхать,
- Но пора уже вставать!
- Крепче кулачки сжимаем
- Их повыше поднимаем.
- Потянуться! Улыбнуться!
- И друг к другу повернуться.
3 этап: Итоговый.
Воспитатель: - Гном без вашей помощи просто не справился бы. Он очень рад, что нашелся его "волшебный фонарик", и вместе с ним отправится в дальнейшее путешествие. Получились ли из нас следопыты? Со всеми ли заданиями вы справились быстро и легко? Какое задание показалось наиболее сложным? Что нам помогло справиться с трудностями? Как вы думаете, знания, приобретенные раннее вам сегодня пригодились? Молодцы, ребята! Я очень рада итогам нашей проделанной работы!
Занятие подготовила Терре К. П.