Екатерина Дегтяренко
ФЭМП с элементами эксперимента в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Цель: обобщить имеющиеся знания, вызвать интерес к математике, привлечь родителей к образовательному процессу.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наша цель-добраться до звезд. А на чем мы с вами поедем, вы узнаете, отгадав загадку.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. (метро)
Публикация «ФЭМП с элементами эксперимента в подготовительной группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
А кто же управляет поездом? (машинист). Кто первый ответил, тот и будет сегодня машинистом-будет объявлять остановки.
Как известно, остановки в метро называют станции. Вот и нас с вами ждут остановки, а на каждой из них-задания. Давайте сначала рассмотрим схему нашего пути. Станция, на которой мы сейчас находимся, называется Разминочная. Далее-Волшебная. Потом поезд поворачивает. в какую сторону? (в левую, попадает на Спортивную, затем Удивительную. И снова поворот. куда? (направо). Станции Находчивая, Игровая и, наконец, Звездная.
1. Итак, мы на станции Разминочной. Здесь составлен наш поезд из геометрических фигур. Нужно назвать, какие фигуры вы видите, каких фигур больше, каких меньше. (ответы детей).
Написать рядом с каждой фигурой цифру, соответствующую количеству этих фигур.
А теперь дорисуйте необходимое число вагонов, чтобы всего в поезде их получилось 6. Молодцы, ребята! Мы с вами немного размялись, пора отправляться в путь. Впереди-станция Волшебная. А пока мы едем, будем отгадывать веселые загадки. (Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»)
Загадки:
1) У пеструшки пять цыплят.
У крякушки пять утят.
- Пять плюс пять,-
Спросил Николка,-
Это ж вместе будет сколько? (10)
2) Папа, мама, братик, я -
Вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас?
(8 котлет)
3) Ириски
Мы дали Лариске четыре ириски.
Еще три ириски мы дали Бориске.
Потом три ириски мы дали Лариске,
Четыре ириски мы дали Бориске.
Так сколько ирисок теперь у Лариски
И сколько ирисок всего У Бориски?
(Их нет у Лариски, и нет у Бориски -
Давно уже съели они все ириски).
2. Наш поезд прибыл на станцию Волшебная. Посмотрите, здесь для нас послание! Но почему-то ничего не видно. А вот на конверте написано: «чтобы узнать, что в этом письме, нагрейте его над лампой». Давайте попробуем! (Нагреваем, появляется задание: расставить знаки >, <, +, -.) Оказывается, это письмо было написано молоком. И когда бумагу нагрели, молоко внутри нее закипело и потемнело, поэтому все стало видно. Давайте вы тоже попробуете так сделать-напишите ответы молоком, а дома с родителями проверите, правильно ли вы это сделали, и друг другу завтра покажете, что получилось (с помощью спички и молока дети расставляют знаки >, <, +, -). Но обратите внимание, ребята, что с нагревательными приборами нужно обращаться очень аккуратно, и без помощи взрослых этот опыт проводить нельзя.
Итак, мы можем отправляться дальше!
(Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»). По дороге дети читают заранее выученные стихи о математике.
3. Поезд прибыл на станцию Спортивная. Мы хорошо потрудились, пора немного отдохнуть!
Физкультминутка:
Мы подпрыгнем столько раз, сколько шариков у нас.
Мы присядем столько раз, сколько бантиков у нас.
Хлопнем в ладоши столько раз, сколько девочек у нас!
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два- поднялись,
Раз-два- руки вниз.
А теперь пора продолжить путешествие! Вперед, друзья! (Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»). Пока дети рассаживаются, звучит музыка «Мы едем, едем, едем.».
4. Мы прибыли на станцию Удивительная. А здесь нас уже ждут зайчик и медвежонок, но почему-то они очень грустные. Сейчас узнаем! Оказывается, они никак не могут поделить одно яблоко. Ребята, мы должны помочь зверятам. (Воспитатель разрезает яблоко ровно пополам). Как называются эти части? (Половинки; делаем вывод, что половина-это одна из двух равных частей).
А если разрезать половину еще раз? Как будет называться эта часть (четверть, или одна четвертая). Сколько таких частей в целом яблоке? Что больше: половина или четверть; целое или половина? Сколько раз мы разрезали яблоко, чтобы получить половинки? Сколько раз мы разрезали яблоко, чтобы получить четверти? (дети отвечают на вопросы).
Ребята,вы, наверное, знаете, что разрезанное яблоко через некоторое время темнеет. А чтобы этого не случилось, мы попробуем одну половину смазать лимонным соком (или долькой лимона, а вторую оставим без изменения. И чуть позже посмотрим, что произошло.
А пока попробуйте поделить пополам вот эти ленточки (для этого их надо очень ровно сложить,разрезать). Теперь проверьте, равные ли у вас получились части (дети прикладывают одну половину к другой, сравнивают). Это оказалось не очень сложно, правда? А кто мне подскажет, как поделить пополам вот эту крупу? (для этого надо использовать два одинаковых прозрачных стакана; воспитатель делает это совместно с детьми).
Вы не забыли, что мы на станции удивительная? Вот и пришло время удивляться. Пока мы искали половинки, наше яблоко (без обработки лимоном) потемнело -это из-за того, что имеющееся в яблоках железо окисляется при соприкосновении с воздухом. А половина, намазанная лимоном, осталась светлой, т. к. лимонный сок был как защитная пленка, которая «спасла» наше яблочко от реакции с воздухом. Хотя со временем эта часть тоже потемнеет, только произойдет это позже.
Что-то мы с вами задержались, пора ехать дальше!
(Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»). Пока едем, можно спеть песню «Мы едем, едем,едем.», а заодно посчитать, сколько друзей в песне отправилось в путешествие.
5. Станция Находчивая. Ребята, мы вспомнили сегодня, что такое половина и как ее получить из ленточки или листочка бумаги. А теперь вам предстоит задача потруднее- как поделить пополам дощечку?Ведь ее нельзя сложить! Что для этого нужно? Вот сейчас и узнаем, кто окажется самым находчивым! (Дети предлагают варианты. Если не догадываются, воспитатель подсказывает, что для этого можно использовать ниточку, ленту. Затем каждый ребенок на своем образце с помощью ленты или веревочки ищет середину, отмечает ее карандашом).
Молодцы, ребята! И с этим заданием вы вместе, дружно справились! Тогда едем дальше! (Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»). Снова по дороге математические стихи детей.
6. Станция Игровая. Ребята, вы любите играть? Тогда я приглашаю вас выйти из-за столов, встать в ряд и рассчитаться по порядку. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Вопросы: Который ты по счету?
На каком месте ты стоишь?
Между какими номерами ты стоишь?
7-ой, 10-ый, 14-ый — повернитесь налево
4-ый, 6-ой, 11-ый — повернитесь направо
2-ой, 5-ый, 8-ой — подпрыгни 3 раза
1-ый, 3-ий, 9-ый — присядь 4 раза
12-ый — встань между 6-ым и 7ым. (этот вопрос надо задать последним, т. к. нумерация уже будет другая.
Молодцы, ребята! Мы с вами близки к нашей цели. Впереди станция Звездная! В путь, друзья! (Звучат слова «Осторожно, двери закрываются»; дети рассаживаются на места, обсуждаем, какое задание им показалось наиболее интересным, какое-самым трудным)
7. И вот, наконец, станция Звездная! Ребята, вам понравилось путешествие? А как вы думаете, кто сегодня был самым активным? (Выслушиваем мнения детей, воспитатель высказывает свою точку зрения, всем названным детям-призы за активность.)
Но и все остальные ребята тоже хорошо трудились! Поэтому также заслуживают награды (выдаем призы за старания).
А чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, сейчас пройдет настоящий звездный дождь! (хлопушка со звездочками).