Надежда Коробочкина
«Вы сказали: «Здравствуйте!» Занятие по обогащению активного словаря младших школьников формулами речевого этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия — "Вы сказали : "Здравствуйте! "
Цель данного занятия : обеспечить усвоение этикетных выражений в различных ситуациях общения, в данном случае — в ситуации приветствия; сформировать умения правильно пользоваться ими в жизни.
Первый этап — проблемное начало занятия. Педагог здоровается с детьми: "Здравствуйте, глубокоуважаемые дети! " (Дети смеются.) А почему вы смеетесь? Вам не нравится, как я вас приветствую? Ну, тогда попробуем так: "Здоров ли ваш скот? " или "Здоровеньки булы! " (Реакция детей та же.) Все, что я произнесла,— это приветствия. Как видите, здороваться можно по-разному, но при этом надо знать, где, кого и как приветствовать. (Далее называются цель занятия.)
Публикация «„Вы сказали: „Здравствуйте!“ Занятие по обогащению активного словаря младших школьников формулами речевого этикета» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Этикет для школьников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Второй этап — актуализация опорных знаний по данной теме — беседа с воспитанниками.
В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь: а) утром с мамой, б) по дороге в школу с друзьями, в) в школе с учителем? Зачем мы произносим при встрече слова-приветствия? (Звучит стихотворение В. Солоухина "Здравствуйте".)
Третий этап — формирование знаний по речевому этикету.
1) Сведения из истории речевого этикета.
Этимологическое значение слова здравствуйте — пожелание здоровья (здравия). Очень давно появился этот обычай — желать здоровья. В разных странах по-разному приветствуют друг друга. Русские, англичане и американцы говорят при встрече "Здравствуйте! " и пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Индусы отвешивают глубокие, поясные поклоны, молитвенно сложив руки. Японец, заметив знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв еще на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх одни глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Лапландцы трутся носами. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь, а, желая оказать особые знаки уважения, еще высовывают язык (см. книгу Н. И. Формановской "Вы сказали : "Здравствуйте!").
2) Знакомство с новыми устойчивыми формулами речевого этикета.
Кот Леопольд, «присутствующий» на занятии, проводит с детьми игру "Цветик-семицветик". На лепестках "цветика" написаны устойчивые формулы приветствия : "Добро пожаловать!", "Какая приятная встреча!", "Рад вас видеть!" и т. д. Вызванный участник подходит к магнитной доске, снимает один "лепесток", читает написанное и объясняет, в какой ситуации используется эта формула приветствия. Затем все новые приветствия участники читают хором для лучшего запоминания.
Четвертый этап — решение коммуникативно-ситуативных задач.
— Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
— Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь с ними?
— В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?
— Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?
— Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?
— На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?
— Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
— Иногда в качестве приветствия вы используете невербальные (несловесные) средства общения — жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.
Пятый, заключительный этап — подведение итогов занятия. Подведя итоги данного занятия по теме "Вы сказали : Здравствуйте!", педагог обобщает: чему дети сегодня научились.