Наталья Арепьева
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы. «В поисках рецепта счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять произношение и различение звуков/л/-/ль/-/р/-/рь/
в слогах, словах, предложениях.
Оборудование: Подушки, пробки, яблоко муляж, волшебный мешочек, корона, яблоко, зеркало. Луковица, тыква, ключик золотой, шприц, пирожок, звуковые домики, звуковые коробочки, лукошко с фразами героев, чудо-дерево, книга «Чьи голоса?», теремок, герои сказки, таблица «Прочитай слог», подушки с разными наполнителями, карточки со схемами предложения, картинка «Золотая рыбка», магнитофон, музыкальная запись «В гостях у сказки», «Сказки гуляют по свету», сундук
Публикация «Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы, „В поисках рецепта счастья“» размещена в разделах
с рецептом счастья.
1. Орг. момент.
Дети сидят на подушечках по-турецки, логопед на маленьком стуле.
Звучит запись «В гостях у сказки», логопед читает стихотворение.
ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК И СТАРУХА…
ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ? ТАК СЛУШАЙ, МОЛЧИ.
ДОБРАЯ СКАЗКА, ТЕПЛАЯ, ТОЛЬКО ЧТО ИЗ ПЕЧИ.
А ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВДИВЕЕ ХЛЕБА?
ОТРЕЖЕШЬ ЛОМОТЬ – И СРАЗУ ТЕПЛО.
В СКАЗКЕ, КАК В ЖИЗНИ
ЗЕМЛЯ И НЕБО, ДОБРО И ЗЛО.
ДОБРУЮ СКАЗКУ ПОМНЮ С ДЕТСТВА.
ХОЧУ, ЧТОБ СКАЗКУ ПОСЛУШАЛИ ВЫ.
ЧТОБЫ ПОДКРАЛАСЬ К САМОМУ СЕРДЦУ.
И ЗАРОДИЛА ЗЕРНО ДОБРОТЫ.
-Дети, сказок очень много: есть сказки народные, которые передавались из уст в уста, есть авторские. Но всегда в сказках добро побеждает зло, поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в страну сказок за рецептом счастья.
Но чтобы отправиться в путешествие, нужно быть умным, смелым, внимательным, соблюдать все правила речи.
2. Правила речи.
Дети рассказывают правила речи.
№1 Всегда говорим мы, когда выдыхаем.
Как будто бы парус мы ртом надуваем.
№2 Слитно, плавно льется речь, так вода умеет течь.
№3 Спокойно будем говорить, не торопиться, не спешить.
И станет наша речь красивой, плавной, ясной, неторопливой.
№4 Всегда следи за своей речью
Свободно, правильно дыши.
Не поднимай во время вдоха плечи.
И чётко, плавно говори.
№5 Говори и отдыхай – якорь с корабля бросай!
Паузу – якорь не забудь.
Отдохнул – и снова в путь!
№6 Хочешь фразу удлинить – сумей сразу разделить.
Скажешь чётко два-три слова.
Вдох бери спокойно снова.
№7 Моряк уверенно глядит в лицо любым штормам.
И на того, с кем говорим – смотреть не страшно нам.
Ты, как моряк, вперёд гляди.
Общаясь, взгляд не отводи.
Уверенно корабль веди – и за дыханием следи!
3. Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки.
А потом руками трогаем мы щечки.
Теперь мы готовы к путешествию.
4. Упражнение «Назови свое имя ласково»
-Дети, встаньте в круг. Отгадайте загадку:
Наливное, сладкое, с яблони упало, мне в рот попало. (Яблоко)
Логопед берет яблоко.
-Это яблоко прикатилось из страны сказок. Кто за яблочко возьмется, тот ласково назовется.
(Дети передают яблоко друг другу, называя свое имя ласково).
Яблоко будет указывать нам дорогу в стране сказок.
Затем логопед бросает яблоко к учебным столам, приговаривая:
-Яблочко поспеши, нам дорогу укажи.
Дети идут за яблочком, присаживаются за столы.
5. Д/И «Волшебный мешочек»
Вот мы и в стране сказок.
Посмотрите, на столе лежит волшебный мешочек, а на нем написано:
Нужно вам предмет достать, потом сказку отгадать.
Дети достают предмет из мешочка и угадывают сказку.
Корона- «Царевна-лягушка», яблоко- «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», зеркало- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», тыква-«Золушка», луковица- «Чиполлино», ключик- «Приключение Буратино», шприц- «Айболит», мыло- «Мойдодыр», снежный ком- «Снегурочка», пирожок-«Красная шапочка»
- Вы назвали много сказок. Во всех названиях сказок слышались звуки /л/-/ль/-/р/-/рь/. Сегодня мы вспомним эти звуки и буквы л-р.
6. Характеристика звуков /л/-/ль/-/р/-/рь/.
7. Д/И «Звуковые домики»
А сейчас я возьму лукошко и подойду к гостям.
Они прочитают вам фразу, а вы отгадайте, кто это говорил и определите, где слышатся звуки /л/-/ль/-/р/-/рь/. Зажгите нужное окошечко в звуковом домике.
-Надо, надо умываться по утрам и вечерам….
(Мойдодыр)
-Что-то я плохо слышать стала, сядь ко мне на носок, да спой еще разок. (Лиса)
-Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко)
-Чего тебе надобно, старче? (Рыбка)
- Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. – От возмущения девочка с голубыми волосами хлопала ресницами. – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста (Мальвина)
8. Звуковой анализ слова.
Ребята, а кого в сказках называют хитрой?
В каких сказках есть лиса? Как её называют?
-Молодцы, а теперь выложите схему слова: лиса.
Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Как вы догадались?
9. Д/И «Чудо-дерево»
-Пора нам дальше в дорогу.
Логопед бросает яблоко к яблоне, приговаривая:
-Яблочко, поспеши, нам дорогу укажи.
Дети подходят к яблоне. Встают полукругом в два ряда.
Логопед:
-Недаром говорят: яблочко недалеко от яблони падает, вот и прикатилось яблочко к яблоне. А в какой сказке была яблоня? (Гуси-лебеди)
Просит нас яблоня:
-Отведайте моих яблочек, да назовите, что внутри яблочек.
Дети снимают по «яблочку» (яйцо от киндер-сюрприза, открывают его и называют, что внутри.
(Три лопаты, четыре розы, пять лосей и т. д.)
Логопед бросает яблоко к теремку, приговаривая:
-Яблочко поспеши, нам дорогу укажи.
10. Д/И «Угадай по голосу.»
Дети присаживаются на стульчики.
-Теперь мы в новой сказке. Угадайте героев по голосу.
Логопед включает книгу «Чьи голоса?» Голос кого вы услышали? (Лягушки, волка, мышки, медведя, лисы) Логопед выставляет картинки с изображением героев.
-Что это за сказка? (Теремок) Чьего голоса вы не услышали? (Зайца)
-Ребята, герои сказки «Теремок» подготовили для вас задание.
11. Упражнение «Прочитай слог и придумай слово»
Логопед вывешивает таблицу:
1 2 3 4
круг ла ло лу лы
квадрат сла сло слу слы
ромб ра ро ру ры
овал хра шор шур сыр
Логопед называет сочетание, например квадрат-2. Ребенок читает: сло и придумывает слово: слоны.
12. Упражнение «Составь предложение»
Ребята, пора нам возвращаться домой. Логопед бросает яблоко к болоту.
-Яблочко поспеши, домой дорогу укажи.
Дети подходят к болоту.
-Пройти через болото можно только по кочкам (подушкам с наполнителем).
Я покажу вам карточку со схемой предложения, а вы составьте предложение по схеме и выберите нужный путь в зависимости от того, сколько слов в предложении.
Дети составляют предложение по схеме, например,: Лошадь скачет.
Выбирают путь, где две кочки.
Логопед предлагает схемы предложений, состоящие из 2-4 слов. Последняя схема с изображением рыбки.
13. Этюд «Золотая рыбка»
Представьте себе, что мы поймали Золотую рыбку.
Логопед включает музыкальное сопровождение.
А какая она, Золотая рыбка? Хотя бы краем глаза посмотреть на нее. Я иду к синему морю и кричу: «Эй, Золотая рыбка, приплыви ко мне, покажись!»
Да вот же она, на гребне волны. Маленькая, причудливая, ее чешуя блестит на солнце, она смотрит на меня и совсем не боится. На голове у нее золотая корона с белыми жемчужинами по краям. Плавники фиолетовые с золотистыми крапинками, похожие на крылья бабочки. Ее широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды. Кажется, что золотая сказочная рыбка грациозно сидит на стульчике и очаровывает меня. Мне становится спокойно и уютно.
Я делаю вдох и длительный выдох. (Эту фразу следует повторить трижды.) Я дышу легко, ровно и глубоко, (Пауза.)
Рыбка медленно открывает свой маленький ротик и молча манит меня к себе. Я становлюсь легким, словно лебяжий пух, и медленно иду по гребням волн. Прохладная вода нежно ласкает мои ноги.
Я подхожу к Золотой рыбке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково заглядывает мне в глаза. Удивительно, но она улыбается мне, а ее глаза светятся от счастья. И я улыбаюсь ей. Я поднимаю рыбку над головой и кружусь вместе с ней в такт музыке.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу следует повторить трижды.) Я дышу легко, ровно и глубоко.
Рыбка просит меня отпустить ее в море. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает под гребень волны и плывет себе в морскую пучину. Я дышу легко, ровно и глубоко.
14. Итог.
Дети, вы отпустили золотую рыбку, а она подарила вам вот такой сундук. Откроем его- а здесь рецепт счастья, который мы искали в стране сказок.
«Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры-все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок вашей жизни! Будьте счастливы!» Подарите рецепт счастья гостям. Логопед включает музыкальную запись «Сказки гуляют по свету» В. Толкунова.