Светлана Козелова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Африканский сюрприз»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
Закрепить умение составлять предложения по схемам
Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять из слогов слова по слоговой таблице.
Упражнять в умении давать характеристику звуку.
Коррекционные:
Развивать коммуникативные способности у детей.
Развивать у детей фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, мелкую моторику с помощью словесных игр
Воспитательные:воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимовыручку на занятии.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Африканский сюрприз“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Предварительная работа: Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Составление предложений по схемам. Занимательные игры и упражнения с буквами. Словесные игры.
Развивающая среда: Игрушка – обезьянка; коробочка с сюрпризом – апельсином внутри. Коробочка с заданиями. Схемы предложений. Каточки с буквами: А, Н, А, Н, А, С. Карточки с заданиями для занимательных игр. «Домики» с кармашками – окошками. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит».
Ход занятия:
Орг. момент: Ребята, поздоровайтесь со мной так же, как я поздоровалась с вами (здороваюсь с удивлением)
К нам сегодня на занятие пришло очень много гостей. Поздоровайтесь с ними радостно.) . Молодцы!
- А сейчас дружок не зевай,
Цепочку слов за мной повторяй и за парту шагай!
- Африка-слон-жара
- обезьяна-пустыня-змея
- Кенгуру- зебра - вода
- Верблюд – лианы - леопард
- лев-страна-Айболит
Логопед: - Ребята! Вы с Юлией Александровной недавно читали сказку К. Чуковского «Айболит». У Айболита много друзей! Вы помните, как их зовут?
/Ответы детей. /
Логопед: - Вот к нам в детский сад приехал гость имя которого начинается со звука Ч (обезьянка Чичи). И приехала она не с пустыми руками, а с сюрпризом из самой Африки, от знаменитого доктора Айболита! Во-первых, она принесла вам в одной коробочке подарок. Вы готовы к испытаниям? А за каждое выполненное задание вы будете получать от Чичи по карточке с буквой. Из этих букв составите слово и отгадаете, что за подарок прислал для вас из Африки Айболит.
Логопед: - Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Дети: - Наша речь состоит из предложений.
Логопед: - А предложения из чего состоят?
Дети: - Из слов.
Логопед: - Из чего состоят слова?
Дети: - Из слогов.
Логопед: - А слоги из чего состоят?
Дети: - Из звуков.
Логопед: - Молодцы! Считайте, что это была разминка. Откроем коробочку. Вот и первое задание: составьте предложение по схеме.
I__. I__ __. I__ .
/Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «И»./
определить – сколько слогов в каждом слове.
Логопед: - Теперь задание второе. Давайте вспомним, как мы можем определить – сколько в слове слогов?
/Ответы детей. /
Логопед: - Я буду произносить слова, а вы должны определить – сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно!
слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, Юг, пустыня;
/Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «С»./
Логопед: - Пока вы выполняли это задание, Чичи для вас готовила следующее. Она предлагает вам слоговую таблицу. Посмотрите и найдите слова с одним слогом, с двумя, с тремя
Но тиГР Жа сЛоН
зеб сО тО кРо
кО рА ЛЕв Лок
РоГ ЖИ раФ ДИЛ
Лев, слон, рог, тигр
Жаба, жара, жираф, зебра
Крокодил, носорог,
/Дети справляются с заданием, получают букву «Н»./
Логопед: - Ну, а теперь немного поиграем! Посмотрите, что за домики такие, да непростые! В них живут не просто буквы, в них живут слова. Но в словах потерялись буквы. Вы послушайте загадку, а потом её отгадаем и узнаете, какие буквы потерялись. Потерянные буквы внизу, на фланелеграфе:
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
СЛ__Н
В клетке 3 матраса
Едят сырое мясо.
ТИГ__Ы
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснётся …
__ЕВ
Я скажу вам по секрету:
Вся в полоску лошадь эта.
Видно, ей с любовью мама
Сшила модную пижаму.
ЗЕБР__
На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд,-
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский …
НО__ОР__Г
/Дети отгадывают загадки, вставляют пропущенные буквы в словах, получают карточку с буквой «А»./
Логопед: - А сейчас немного отдохнём и опять игру начнём!
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – в игру «Цепочка слов» поиграть.
Логопед: Становитесь в круг! Будем играть с мячом! Игра называется «Цепочка слов». Я говорю первое слово: Айболит. Это слово заканчивается на какой звук?
Дети: - Слово «Айболит» заканчивается на звук «Т».
Логопед : - Я передаю мяч одному из вас, он придумывает слово на звук «Т», передаёт мяч следующему и т. д. Так в нашей «цепочке» одно слово «цепляется» за другое.
Логопед: - Отдохнули? Теперь задание посложнее. У вас всех карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Что же делать? (Под буквами стоят цифры. Нам нужно прочитать слово, начиная с той буквы, под которой стоит цифра «1».
НЕЖЯ ИМАШ МКИ РГЕО АШПА ЙМТАЕВ
- Ребята подарите свои имена нашим гостям
/Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «А»./
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, какая картинка! Что вам надо по ней сделать? (дать характеристику звука)
- Назовите самое короткое название животного жарких стран (ЛЕВ)
-Дайте характеристику 1 – го звука (согласный, мягкий, звонкий)
/Выполняется задание, дети получают карточку с буквой «Н»./
Логопед: - Осталось последнее задание. Какие буквы не обозначают звука?
Логопед: - Ребята! Чичи очень рада, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово. Чтобы вы могли справиться с этим заданием, вот вам карточка с подсказкой.
/Дети по карточке складывают слово: АНАНАС. /
Итог занятия
Логопед: - Ну, ребята, молодцы! Чичи так понравились ваши знания и умения, что она хочет остаться у вас на некоторое время, чтобы вместе с вами научиться отгадывать загадки, играть в разные игры и просто веселиться! А когда она вернётся в Африку, то расскажет, какие замечательные дети есть в г. Трёхгорном, в детском саду «Дельфин», в подготовительной группе «Непоседы».
Логопед: - Теперь можно открыть коробочку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это же ананас из далёкой, жаркой Африки! Но он, конечно, не простой, а волшебный. Все, кто его пробует, могут загадать любое желание и оно обязательно исполнится. Вот только ананас один, а вас много. Как же быть?
Дети: - Надо ананас поделить на много долек и тогда всем достанется!
Логопед: - Какие вы догадливые, молодцы! Спасибо Айболиту за волшебный ананас! Он не только вкусный, но и полезный! А чем он полезен?
/Ответы детей. /
Рефлексия
Логопед: - Дети, прежде, чем чистить апельсин, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий?
/Ответы детей. /
Логопед: - На этом занятие окончено. Можете с Чичи чистить ананас и загадывать желание!