Альбина Ратникова
Занятие по окружающему миру для подготовительной группы «Зимние явления природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Альбина Ратникова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе, эксперименты со снегом и льдом «Зимние явления в природе»
Цель: с помощью экспериментальной деятельности расширить знание детей о зимних явлениях природы
Программное содержание:
- расширять представления детей о зимних изменениях в природе;
- закреплять знания о зимних месяцах;
Публикация «Занятие по окружающему миру для подготовительной группы „Зимние явления природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь, иней);
- учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности;
- развивать познавательную активность, творчество.
Предварительная работа:
- наблюдения за зимней погодой;
- создание календаря погоды;
- чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года. СПб., 2008).
- прослушивание песни «Три белых коня» (Е. Крылатов, Л. Дербенев).
Материал и оборудование: формочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в виде кубиков, емкость с водой, соль, ложечка, поднос, музыкальный центр с флеш-картой с записью песни «Три белых коня»
Ход занятия:
В. : ребята, как вы думаете, что такое «Явления природы?»
Д. : Варианты: погода, дождь и др.
В. : Итак, явления природы – это то, что происходит в природе, то, что она нам «явила», а зимние явления природы – это то, что происходит в природе зимой. Какие мы знаем зимние явления природы?
Д. : снег, снегопад, гололед, мороз.
В. : правильно, их много. Каждое происходит в свой зимний период. Послушайте такой рассказ.
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» «Зимние братья»
Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи, но все же не одинаковы. Второй, средний брать начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит этот брат, погода стоит ясная, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший брат, любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают лишь ночью, а днем начинает пригревать солнышко. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики. О каких месяцах-братьях говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев.
В. : правильно ребята, это про зимние месяцы январь и февраль. Вспомните, мы читали рассказ про иней и изморозь: «Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный как изморозь, переливающаяся разными цветами».
Музыкальная пауза
В. : а теперь мы с вами немного отдохнем, прокатимся на тройке по зимнему лесу, а после этого вы мне скажите, о каких конях шла речь (Слушаем песню «Три белых коня).
В. : о каких конях идет речь?
Д. : о зимних месяцах декабре, январе и феврале.
В. : Правильно, молодцы, а теперь игра-зарядка на внимание.
Придумаем пять изображений зимних явлений. Например, снежинка – растопыренная пятерня, сосулька-один палец вниз и т. д. Я называю явление, а вы должны быстро его показать, кто ошибается, покидает игру. Играем.
В. : теперь мы с вами побудем учеными-экспериментаторами.
Организуется экспериментирование «Зимние явления в природе».
Задание 1. Рассмотрите снег в формочках. Понаблюдайте за таянием снега. Какого цвета стала вода после того, как растаял снег?
Задание 2. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в емкость с водой. Что произойдет с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.
Задание 3. Рассмотрите кубики льда. Почему лед имеет форму кубика? Насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что происходит с кубиком, посыпанным солью и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
Дети делают выводы с помощью воспитателя:
1. Снег в помещении растает, так как температура воздуха больше, чем на улице.
2. Льдинки в воде растают, потому что температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как ее площадь меньше.
3. Лед имеет форму кубика, так как воду залили в кубическую форму и заморозили. Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется прежним. Соленый лед начинает таять пи температуре ниже ноля градусов. Если на улице мороз, и лед не тает, то его посыпают солью. Тогда лед быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.
В. : Молодцы, дети! Вы сегодня побывали почти настоящими учеными, провели опыты со льдом и из них узнали много нового про воду, снег и лед. Наше занятие окончено, спасибо всем.