Светлана Старцева
Занятие по пластилинографии в группе компенсирующей направленности детей с ограниченными возможностями (ЗПР) «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Задачи:
1. Обучающие.
Расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих в тёплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).
2. Развивающие.
Публикация «Занятие по пластилинографии в группе компенсирующей направленности детей с ограниченными возможностями (ЗПР) „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Лепка, пластилин
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Лепка, занятия с пластилином
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Формировать умение детей приемам скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки, цветовосприятие.
3. Коррекционные.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику, связную речь. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
4. Воспитательные.
Воспитывать любовь к птицам, учить сопереживать пернатым в зимнее время.
Методические приемы: словесное (отгадывание загадок о птицах, наглядность (рассматривание с детьми картины с птицами, объяснение (какой формы тело, какой голова, клюв, хвостик, самостоятельность (работы детей, момент (оказание индивидуальной помощи воспитателем).
Предварительная работа с детьми вне занятий :
Наблюдения за поведением птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, развешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц.
Материал для занятия :
• плотный картон розового (белого) цвета, размер А4;
• набор пластилина;
• салфетка для рук;
• доска для лепки;
• стека;
• фотоиллюстрация со снегирями.
• Зимующие птицы : синицы, клест.
Ход занятия
1. Организационная часть
Перед занятием воспитатель расставляет деревья, на которых размещены зимующие птицы : снегири, клесты, синицы.
Дети входят в группу под музыку композитора Н. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» и встают полукругом лицом к воспитателю.
- Ребята, сегодня мы с вами попали в зимний лес, посмотрите какая красота вокруг! А как много птиц в нашем лесу! Сейчас я вам загадаю загадку об одной из этих птиц, а вы должны ее отгадать:
Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его (Снегирь).
- Правильно, ребята, это снегирь. Давайте с вами вспомним, что это за птица и чем она питается.
Снегири – это зимующие дома птицы, не улетающие осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в лесу, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки, поближе к домам. Они клюют ягоды рябины или шиповника. От морозов и метелей они прячутся под крышами домов.
- А каких еще зимующих птиц вы видите на деревьях в нашем лесу? Посмотрите на наш зимний лес и назовите этих птиц. (Клесты и синицы)
- Скажите, как можно им помочь в зимнее время?
- Зимующим птицам, приходится нелегко: им холодно и голодно, не найти корма под снегом. Поэтому мы должны им помогать: развешивать кормушки и насыпать туда корм.
- Правильно ребята, молодцы. Сегодня мы с вами изобразим снегирей при помощи пластилина.
2. Практическая часть.
Дети садятся за столы, перед ними иллюстрация с изображением снегиря.
-Давайте с вами рассмотрим снегиря – какой он?
- Туловище овальное, красного цвета; черная, маленькая, слегка приплюснутая голова; острый треугольный клюв; заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями); прямоугольный черный хвостик с небольшой выемкой на конце.
- Сейчас я вам покажу как можно вылепить картину с помощью пластилина, на которой будут изображены снегири.
Этапы выполнения работы
- Начинаем с туловища. Скатываем шарик из пластилина красного цвета, прямыми движениями рук преобразовываем его в овал, прикрепляем туловище птицы посередине листа, расплющиваем пластилин, сохраняя исходную форму.
- Дальше переходим к крыльям. Скатываем длинную колбаску из черного пластилина, заостряем концы колбаски. Сгибаем ее дугой, концами косаясь рабочего стола, берем дугу посередине и средней частью прикладываем к верхней стороне туловища, там, где должна быть голова птицы. Края дуги выкладываем по бокам туловища, расплющивая на основе. Скатываем короткие и тонкие колбаски белого и синего цветов, разделяем их пополам, выкладываем полоски на средней части крыльев. Стекой рисуем вертикальные штрихи на белой полосе и штрихи-перышки на концах крыльев.
- Делаем горошины-глаза белого цвета, желтую короткую морковку-клюв.
- После того, как мы вылепили туловище и крылья- начинаем лепить хвост. Для этого берем пластилин черного цвета и лепим короткую колбаску. Прикладываем ее к нижней части туловища, на конце колбаски стекой делаем надрез, а края смещаем в стороны.
Второго снегиря изображаем с вами в другой позе – сидящим на ветке боком, в этом случае черную колбаску выкладываем сверху туловища, вдоль одного бока.
- Наш снегирь сидит на веточке. Давайте возьмем пластилин коричневого цвета, скатаем из него длинную колбаску – это основная часть ветки. Затем скатаем короткие колбаски – это отходящие боковые веточки.
- Кто быстро успеет справиться с работой, может дополнить свою композицию снегом на ветках и рябиной.
- Снег на ветках лепим из пластилина белого цвета, скатывая длинные колбаски, закрепляя их поверх веток.
- Ягоды скатываем шариками из красного пластилина, выкладываем гроздью и внизу каждой ягодки рисуем точку из пластилина черного цвета.
Прежде чем нам приступить к работе я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
Физкультурная пауза
Мы на лыжах в лес идем Машут руками, как будто работают
Мы взбираемся на холм. лыжными палками.
Палки нам идти помогут, Вращение туловищем вправо и влево.
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит. Руки вверх, машут руками влево-вправо.
И среди ветвей шумит. Произносят: «Ш-ш-ш».
Снег летит, летит, летит. Выполняют движения, будто подвешива-
На зиму долгую в нашем лесу ют кормушки и насыпают корм.
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, Поднимают голову кверху.
Вы сюда кормиться.
Посмотри наверх скорей
Ты на смелых снегирей, Машут руками, как крыльями.
Прилетели, прилетели,
Не испугались сильной метели. Стучат пальчиком правой руки по левой
Поклевали, пошумели, ладошке.
Песенку свою пропели: Машут руками-крыльями.
«Рюм-рюм-рюм»
И куда-то полетели.
Хоть приятно здесь кататься, Садятся на свои места.
Надо снова заниматься.
- Садимся на свои места и приступаем к рисованию пластилином. Спинки держим ровно, работу выполняем поэтапно.
Пока дети выполняют работу, звучит фонограмма «Пляска птиц» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Во время лепки помогаю детям, если они испытывают затруднения.
- Ребята, отвлекитесь от написания своей картины, давайте с вами сделаем разминку для наших пальчиков.
Дети, сидя за столом, выполняют пальчиковую гимнастику «Снегирек».
Сел на ветку снегирек. Руку, согнутую в локте, поставить
на стол, пальцы сложить в виде клюва.
Пошел снежок – он промок. Опустить «голову птицы» клювом вниз.
Ветер подул слегка, Помахать другой рукой на «снегирька».
Обсушил нам снегирька.
Снегирек встрепенулся, Повертеть «головой снегирька» в разные
К солнышку взлетел, стороны. Соединить большие пальцы обеих
Песенку запел. рук, остальными пальцами делать взмахи,
Т. Бондаренко как крыльями.
- Наши ручки отдохнули, и мы можем продолжить нашу работу.
3. Заключительная часть
Вывешиваю картины детей на доску.
- Сегодня вы все постарались, успели внести дополнения в свои работы (гроздья рябины, поверх веточек изобразили снежок). Давайте с вами еще раз вспомним, как нужно помогать птицам зимой, поддерживать их в трудное холодное время? (кормить птиц, строить им кормушки) Чем отплатят за доброту нам птицы летом? (будут уничтожать вредных насекомых)
- В конце нашего занятия, я хочу вам прочитать стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- На этом наше занятие закончено, всем большое спасибо.
Включаю фонограмму с пением птиц.