Татьяна Мельникова
Занятие по познавательно-речевому развитию в коррекционной группе для детей с ОВЗ VII вида «Сюрпризы бабушки Вьюги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и обобщить представления детей о зиме, о празднике Елки.
Образовательные задачи:
-развивать умение создавать картины по словесному описанию из контурных силуэтов;
-совершенствовать умение пересказывать текст с опорой на наглядную основу;
-активизировать словарь прилагательных;
-уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова "снег".
Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию в коррекционной группе для детей с ОВЗ VII вида „Сюрпризы бабушки Вьюги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивать координацию речи с движением, физиологическое дыхание, мышление, внимание, слуховую и моторную память;
-совершенствовать графомоторные навыки, ориентировку в пространстве.
Оздоровительные задачи:
-применять здоровьесберегающие технологии средствами зрительной гимнастики.
Интеграция образовательных областей:
-коммуникация;
-познание;
-музыка;
-здоровье;
-чтение художественной литературы.
Оборудование: Картон и бумажные силуэты для игры "Создай свою картинку"- по одной каждому; бумажные снежинки и снежинки на ниточках-по одной каждому; искусственная елочка; картонные клочки на палочках-по одному каждому; бумажные снежинки и по одной ёлочной игрушке-каждому; лист в клеточку и простой карандаш-на каждого ребенка.
Ход занятия:
1.- Ребята, пока вас не было, пришла бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему?
(они не настоящие)
- Это не простые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Это снежинки – загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Какой это мастер
На окна нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз.
(мороз)
Зелёная красавица
Детям очень нравится.
Как она появится,
Новый год начинается.
(ёлка)
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, день убывает,
Когда это бывает?
(зимой)
- О каком времени года были загадки?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой праздник мы отмечаем зимой?
- Когда наступает новый год?
2. «Подбор определений».
- Давайте положим наши снежинки в ларец красивых слов.
- Снег (какой) -. (белый, пушистый, мохнатый, липкий, холодный, лёгкий.)
- Мороз - … (сильный, трескучий, крепкий.)
- Ёлка –… (зелёная, лесная, новогодняя, красивая, колючая.)
- Зима –… (долгожданная, снежная, суровая, морозная, ранняя.)
3.
- Ребята, пройдите за волшебные столы-льдинки.
- Бабушка Вьюга прислала рассказ о зиме. Послушайте его.
«Зимой солнце особенное – ярко светит, но мало греет. Днём лучи солнца так освещают пушистый снег, что снежинки переливаются разными огоньками. Ветерок подхватывает их и уносит вдаль, будто играет. Дети радуются такой погоде. Они катаются на санках с горки, вместе смеются, лепят снеговика».
- Дети, выберите нужные силуэты и создайте каждый свою картинку по услышанному рассказу.
(Дети выкладывают на картоне аппликацию из заготовленных силуэтов)
- Молодцы! Какие красивые зимние пейзажи у вас получились!
(Педагог обращается к каждому ребёнку)
- Дима, солнце зимой какое? (Солнце ярко светит, но мало греет)
- Костя, какие снежинки на солнце? (Снежинки на солнце блестят и переливаются)
- Рома, как дети забавляются зимой? (Дети катаются на санках, на лыжах и лепят снеговика)
- Молодцы! А Максим перескажет рассказ бабушки Вьюги полностью.
4. «Снежинки» (Развитие физиологического дыхания и направленной воздушной струи).
- Ребята, подойдите ко мне! Посмотрите, что это? (снежинки)
- Превратитесь в ветерки и подуйте на них, чтобы они полетели. Только дуйте правильно: не раздувая щёк, вытянув губы «трубочкой» (3-4 раза)
5. «Снежинки» (координация речи с движением).
Мы снежинки увидали, со снежинками играли,
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели, дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал,
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю опустись.
(опускаются на ковёр)
6. «Подскажи словечко» (Развитие чувства рифмы, подбор родственных слов).
- Зимой всё покрыто белым, пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Добавьте слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю – снег.
С неба всё скользят пушинки, серебристые – снежинки.
На посёлки, на лужок, всё снижается – снежок.
Вот веселье для ребят, всё сильнее – снегопад.
Все бегут в перегонки, все хотят играть в – снежки.
Словно в белый пуховик, нарядился – снеговик.
Рядом снежная фигурка, это девочка – Снегурка.
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил – снег.
- Молодцы, ребята! Сколько красивых похожих слов вы нашли.
- Ребята, а что мы наряжаем на Новый год? – ёлку.
- Откуда к нам приходит ёлка? – из леса.
Она сразу была нарядная или просто зелёная и пушистая? (она была только зелёная, а потом её нарядили)
- Вот и к нам бабушка Вьюга привела Ёлочку. Давайте мы с неё поиграем, а потом её нарядим. (встают с ковра)
7. «Ёлочка». (Гимнастика для глаз, профилактика зрения)
(дети берут в руку маленькую ёлочку на палочке, чётко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова всё время находиться в одном положении, двигаются только глаза)
АШУ – Ашу –Ашу- Нарядим ёлку нашу
(передвигают ёлочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом)
ИШКИ – Ишки-Ишки Вот золотые шишки
(поднимаю вверх-вниз)
ОШ-Ош-ош- Шар большой хорош
(рисуют в воздухе груг)
Ша – ша – ша - Ёлка тоже хороша!
(рисуют в воздухе ёлочку)
8. «Графический диктант».
- Пройдите за столы-льдинки.
- Чтобы нарядить Ёлку, вы должны пройти по волшебной дорожке, которая приведет вас к номеру снежка.
(дети выполняют графический диктант)
- Рома, ты к какой цифре пришёл? А ты, Костя? (педагог спрашивает каждого ребёнка)
- Снежки у на не простые. В каждом из них спряталась игрушка.
- Подойдите и возьмите снежок со своей цифрой.
9. Дети берут под ёлкой снежки из бумаги.
- Разверните их и скажите, чем вы будите наряжать ёлку? (дети разворачивают снежки из бумаги и по контуру нарисованных геометрических фигур определяют ёлочную игрушку)
10. Ориентировка в пространстве.
- Расскажите, куда вы повесите игрушки? (я повешу на верхнюю правую ветку)
Ёлка загорается.
- Ёлочку мы нарядили. Какая она стала? (нарядная, красивая, блестящая, яркая)
- Вам понравилось, как мы сегодня играли?
- А кто приходил к нам в гости и приготовил все сюрпризы? (бабушка Вьюга)
- Что вам больше всего понравилось?
- Давайте для нашей ёлочки споём зимнюю песенку.
(дети под музыкальное сопровождение вместе с педагогом поют песню и сопровождают речь движениями)
К нам на новоселье жалует Зима,
А за ней веселье, смех и кутерьма,
А ну снежок, а ну дружок
Лети не уставай,
И двор, и дом,
И всё кругом
Сильнее заметай.
Итог занятия:
-В какие игры мы сегодня играли?
-Во что вам понравилось играть больше всего?
-Кто приготовил нам сюрпризы?