Ирина Лесникова
Занятие по познавательному развитию (национально-региональный компонент) «Культура и традиции коренных жителей Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию
«Культура и традиции коренных жителей севера».
(старшая группа)
Программное содержание:
- расширять представления детей о национальной культуре края (одежда, обувь, жилье, игрушка, посуда, сказки);
- закреплять знания о родном крае;
- развивать речь, при ответах на вопросы, добиваться полного ответа, обогащать речь новыми словами;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, двигательной координации, развивать эстетический вкус;
Публикация «Занятие по познавательному развитию (национально-региональный компонент) „Культура и традиции коренных жителей Севера“» размещена в разделах
- поддерживать интерес к национальной культуре; воспитывать любовь и гордость к родному краю.
Словарь: турлопс, чум, акань, кисы, малица, нарс-юх.
Методические приемы:
- игровая мотивация;
- словесная игра;
- худ. слово (стихотворение, загадка);
- рассказ воспитателя;
- беседа;
- наглядность;
- подвижная игра
- музыкальное сопровождение;
- обобщение;
- поощрение.
1
Материал:
- телеграмма;
- костюм марсианина;
- презентация к занятию;
- хантыйский национальный костюм;
- нагрудник (турлопс) из бисера;
- карта земли Югорской;
- кукла «акань»;
- посуда (из корня кедра, бересты);
- чум (для оформления);
- DVD диск с песнями о нашем крае;
- видеозапись с танцем;
- шапочки (чум, олень) для игры.
Предварительная работа:
- экскурсии в краеведческий музей;
- рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций предметов быта, одежды и пр. ;
- лепка северного оленя, рисование малицы на занятиях и свободной художественной деятельности;
- постройка ледяного чума на прогулке;
- чтение стихотворений о Югорском крае;
- прослушивание песен о Югре;
- чтение сказок, пословиц, поговорок, загадок коренных народов края;
- участие с родителями в празднике оленеводов;
- сбор информации и оформление дидактических материалов о родном крае;
- оформление национального уголка;
- просмотр видеопрезентаций;
-разучивание национальных подвижных игр.
2
I. (Звучит песня о Белоярском)
Ребята, нам принесли телеграмму. Давайте ее прочитаем.
«Дорогие дети! На нашу планету Земля с планеты Марс прилетело неизвестное существо. Оно хочет посетить наш детский сад. На Марсе очень холодно, нет воды, воздуха. Невозможно жить. Вот почему марсианин решил переселиться на нашу планету Земля. Он просит вас помочь и рассказать ему о вашем крае» Вы согласны? Тогда давайте встречать нашего гостя.
(Дети садятся)
Марсианин: Здравствуйте! Я прилетел с Марса. На этой планете жить невозможно. Поэтому я хочу поселиться в вашем крае. Здесь условия жизни подходящие. Но я ничего не знаю о жизни в вашем крае.
Воспитатель: Не волнуйся марсианин, сейчас мы тебе расскажем о нашем крае.
II. Это стихотворение мансийского писателя Ювана Шесталова прочитает (имя ребенка)
Здравствуй,
Край югорский милый-
Со смолистою тайгой
С молодой отцовской силой,
с материнской добротой
Вы чувствуете, сколько любви к родному краю вложено в это стихотворение. Поэт называет край свой милым. Он любуется его красотой и гордится его людьми.
А сейчас поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите»
(слайд с картой ХМАО)
- Наш край называется… Люди, которые живут в нашем крае, называются….Наш округ очень большой. В нем много озер…., рек…. и болот. Столица нашего округа г. …. Нашего губернатора зовут….
3
В нашем крае испокон веков жили народы ханты и манси. Посмотрите ребята, как необычно я одета. Вам нравится одежда? Это хантыйский национальный костюм. Платье цвета тайги, зеленое. А узор яркий. Рассмотрите узор. Он какого цвета? А для узора, что используется? И если присмотреться, узор напоминает оленьи рожки. А этот нагрудник называется турлопс, повторите. Ребята, а из чего он сделан? Турлопс имеет форму круга. Солнце тоже круглое. Представляете, что было бы, если бы солнце исчезло. Так и турлопс защищает, оберегает и украшен он узорами «щучьи зубы» (то, что окружает женщину в жизни). А на голове женщины носили вот такие красивые, яркие платки.
Ребят, отгадайте загадку:
«В среднее отверстие пролез,
В два отверстия по бокам не пролез»
Правильно, это хантыйская одежда, которая называется малица. Из чего ее шили? Правильно из оленьего меха, шили ее сразу с капюшоном, чтобы ветер не продувал в тайге.
А какую обувь носят ханты? Правильно, ребята. Ее тоже шьют из меха для зимы, а из кожи для лета.
А что вы знаете о домах, в которых жили оленеводы?
(показ слайда)
Правильно. Чум собирался очень быстро. Ставились палки, на которые набрасывали оленьи шкуры. А летом бересту. Еще ханты жили в вырытых в земле землянках. А оседлые (живущие в деревнях) строили избы.
Дети хантов любили играть в старинные игры. Поиграем и мы. Игра называется «Чум, оленевод и олени».
(звучит тихая национальная музыка, дети разбирают маски)
Вот мы и поиграли в игру.
А еще мы слушали народный хантыйский инструмент, который называется нарс-юх. Повторите.
4
Рассмотрите внимательно (показ экспоната из музея)
А что это? (показ сделанной народной куклы)
Что вы знаете о кукле «акань»? Молодцы, много знаете. Да, лицо у куклы не нарисовали, чтобы в нее не вселился злой дух, кукла считается священной. А еще был обычай. Перед сном девочка должна была покусать «акань» за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то «акань» укусит ночью ее за большой палец ноги.
А кто расскажет о посуде хнты? (показ экспонатов музея)
Правильно. В посуду из бересты можно было собирать ягоды, есть уху. А в посуде из кедрового корня можно хранить продукты (картошку).
А еще длинными, зимними вечерами ханты сочиняли сказки и рассказывали их друг другу. Ребята, какие вы сказки знаете?
А помните, я вам прочитала сказку – быль «Праздник трясогузки» Анны Коньковой.
(показ портрета на слайде)
Она называла себя бабушкой Аннэ. Эти сказки она слышала от своей бабушки или от людей своей деревни.
- А какие вы еще знаете хантыйские сказки, праздники?
Когда люди празднуют праздник, они обязательно танцуют. Я предлагаю вам посмотреть народный танец.
(просмотр танца по видеозаписи)
- Ребята, вам понравился танец?
- А тебе, марсианин, понравился наш рассказ о людях, которые здесь живут?
Марсианин. Да, я убедился, что ваш древний край очень интересный и люди здесь живут трудолюбивые. Ведь только трудолюбивый народ мог выжить в таком суровом крае. А еще дети, вам задание - нарисуйте картинки о жизни в вашем крае. Я их покажу на Марсе и мы к вам обязательно приедем. До свидания.
5
III. Ребята, вы молодцы. Хорошо отвечали (детей отметить). А что же мы будем рисовать?
(ответы детей)
А сейчас я приглашаю вас угоститься традиционным угощением ханты и манси – пирогом из брусники.
(звучит национальная песня)
6