Шемякина Юлия
Занятие по познавательному развитию в младшей группе «Петушок и его семья»
Занятие по познавательному развитию
в младшей разновозрастной группе
"Петушок и его семья"___
Цель: формирование у детей представлений о семье
Задачи:
- продолжать знакомить детей с понятием «семья»;
- дать первоначальное представление о составе куриной семьи, их внешних отличиях;
- учить узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята, подражать им;
- продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам;
- познакомить с новым материалом – пшеном;
- формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (рябенькая, пёстрая, пышный, разноцветный, клюв, выщипала, пшено);
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету;
- развивать интерес к игре-инсценировке, навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев;
- развивать зрительное внимание и восприятие, формировать дыхательный аппарат;
- воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным, желание им помогать.
Материал: корзинка с пёрышками, игрушки курицы, петуха и цыплят, набор яиц-вкладышей, шапочки –цыплят, шапочка– курочки, маска лисы, мольберт, изображение петуха без хвоста с наклеенным на нём двусторонним скотчем, пёрышки, миска с пшеном, 3 тарелочки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, садятся на стульчики
Ребята, давайте скажем нашим глазкам «Доброе утро».
Организационный момент «Доброе утро»
Доброе утро глазки! Вы проснулись? (Дети гладят руками глазки)
Дети: Да!
Доброе утро ушки! Вы проснулись? (Дети гладят руками ушки)
Дети: Да!
Доброе утро ручки! Вы проснулись? (Дети хлопают в ладоши)
Дети: Да!
Доброе утро ножки! Вы проснулись? (Дети гладят ножки)
Дети: Да!
Проснулись, улыбнулись и к солнышку потянулись.
- А теперь садитесь на стульчики, я вам кое-что расскажу!
Дети садятся на стулья, перед ними воспитатель
- Ребята, когда сегодня утром я шла в детский сад, возле нашей группы я нашла корзиночку (показывает корзину с перьями). Хотите посмотреть, что лежит в корзиночке? (Ответы детей)
- Смотрите, здесь что-то лежит. Что это, ребята? (Перышки). Посмотрите, какие перышки? (Легкие, пушистые). Если на перышко подует ветерок, оно сможет полететь. Давайте подуем на перышки и посмотрим, как они полетят.
Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
(Каждому ребенку воспитатель раздает по перышку. Дети несколько раз дуют на перышко, оно летит с ладошки на пол)
- Ребята, мы сейчас узнаем, кто же потерял эти перышки. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, про кого я говорю.
По двору гуляет,
Цыпляток созывает:
Ко-ко-ко-ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Ребята, кто это? (Курочка)
Конечно, курочка! Посмотрите, ребята, курочка – красавица в гости к нам пришла.
Курица: Здравствуйте, ребята!
- Давайте тоже скажем курочке «Здравствуй, курочка».
Посмотрите, какая наша курочка большая, пестрая. А как курочка кричит? (Ко-ко-ко). А еще у мамы курочки есть ребенок – желтый, маленький. Кто это? (Цыпленок). Правильно, цыпленок. А какой цыпленок? (Маленький, желтый).
- Ребята, послушайте внимательно, курочка хочет нам что-то сказать (разыграть диалог с игрушкой-курочкой).
- Курочка – Рябушка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – Рябушка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка – Рябушка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка – Рябушка, как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи.
- Ребята, а вы умеете пищать, как цыплята? (Да)
- Давайте покажем нашей курочке, как мы умеем пищать. (Дети показывают, как пищат цыплятки).
- Молодцы, ребята! Курочке понравилось.
- А теперь послушайте меня внимательно.
Курочка – это мама, а цыплята – это ее детки.
Курочка - большая, а цыплятки? (маленькие).
Курочка – одна, а цыпляток? (много).
- Мама – курочка заботится о своих цыплятах, учит их клевать зернышки, пить водичку.
-Ребята, какие-то у нас курочка и цыплята невесёлые. У курочки глазки грустные.
- Покажите, где у курочки глазки? Какие они?
- Клювик она свой опустила.
- Где у неё клюв?
- Цыплята маму-курочку окружили, прижались к ней, тоже очень грустные, видно, их кто-то сильно напугал. Давайте поиграем и развеселим их.
Физкультминутка
«Как пищат у нас цыплятки? – пип-пип-пип.
(звукоподражание)
Как они играют в прятки? – шмыг-шмыг-шмыг.
(закрывают лицо ладошками)
Как по лужицам шагают? – плюх-плюх-плюх.
(топают ножками)
Как на солнце загорают? – ух-ух-ух.»
(ложатся на ковёр в свободном положении)
- Вот наши цыплятки и повеселели. Деткам хорошо, и мама-курочка рада.
- Ребята, а у цыплят есть не только мама-курица, но и папа. Скажите, кто у цыплят папа? Правильно, петушок.
- Дети, а где же петушок? Что-то я не вижу его. Катя, спроси у курочки, где петушок?
(Воспитатель берёт курочку на руки, она квохчет).
- Дети, курочка мне сказала, что во двор прокралась лиса, хотела украсть цыпляток, напугала их. Петушок прогнал лису, но она выщипала ему пёрышки.
Теперь он спрятался и не хочет выходить.
Дети, давайте поможем петушку и подарим ему новые пёрышки
(На мольберте - рисунок большого красивого петуха без хвоста. Где должны быть перья, наклеен двусторонний скотч.)
- Сначала пёрышко подарю петушку я. Я хочу подарить петушку красное пёрышко. Василина, помоги мне найти красное пёрышко.
- А Даша подарит петушку синее пёрышко.
(Дети по очереди прикрепляют пёрышки, называют их цвет, затем любуются красивым хвостом.)
- Какой же красивый хвост мы подарили петушку!
(Петушок выходит, кукарекает.)
- Петушок такой довольный, так понравился ему новый хвост! Как радостно и громко он поёт!
- Дети, как поёт петушок?
(Ку-ка-ре-ку)
- Покажите его гребешок. Какой он?
- Какой же теперь у петушка хвост?
(Красивый, пышный, разноцветный, большой).
- Как хорошо - теперь вся семья вместе:
курочка - …мама, цыплятки - …детки и папа - …петушок.
- Дети, я предлагаю вам покормить петушка и его семью.
- У меня в миске пшено. Его очень любят клевать и цыплята, и курочки, и петушки. Потрогайте пальчиками. Посмотрите, какое оно?
(Маленькое, жёлтое, круглое).
- Сейчас каждый из вас насыплет пшено на блюдо. Берите зёрнышек понемножку. Сыпьте аккуратно.
Воспитатель:
«Цыплята наши есть хотят,
Мы покормить должны цыплят.
Посыпьте зёрнышки и крошки –
Пусть поклюют они немножко».
- Пока петушок, курочка и цыплята будут клевать, предлагаю вам поиграть.
Подвижная игра «Цыплята и лиса»
(Воспитатель одевает детям и себе маски)
Я буду курочкой, а вы мои цыплятки. Мы пойдем гулять, поклюем зернышки. Но только будьте осторожны! На пригорке прилегла и дремлет хитрая лиса. Если она проснется, убегайте от неё в домики. Наши домики будут стульчики.
(Лиса села на стульчик и делает вид, что спит. Дети и воспитатель ходят вокруг лисы)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Выпили водицы, полное корытце.
На пригорке там краса – дремлет хитрая лиса
Лиса глазки открывает и цыпляток догоняет.
(Дети убегают от лисы и прячутся в домики)
- Вот молодцы ребятки – цыплятки. Никого лиса не поймала.
- А теперь давайте с вами еще раз вспомним, кто в этой семье папа? (петушок) А как кричит наш петушок (ку-ка-ре-ку) А кто мама? (курочка). Как мама-курочка зовет своих деток- цыплят (ко-ко-ко). А кто детки? (цыплята) А как цыплята ей отвечают (пи-пи-пи).
- Молодцы, ребята, хорошо все запомнили.
- Дети, а теперь нам пора прощаться с петушком и его семьёй, им пора домой.
Курочка очень рада, что вы такие добрые, заботливые, подарили петушку пёрышки, развеселили цыплят, накормили всех. В благодарность за это она снесла вам яичко, не простое, и не золотое.
- Оно волшебное. (воспитатель показывает детям яйца-вкладыши)
После занятия мы будем с ним играть
- Давайте скажем курочке «спасибо» На этом наше занятие заканчивается