Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6–7 лет с ОНР «Плывет, плывет кораблик…»

Людмила Дубинина
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6–7 лет с ОНР «Плывет, плывет кораблик…»

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР.

Направление деятельности: «Познавательное. Социально-личностное» Доминирующая образовательная область «Коммуникативная».

Тема: «Плывет, плывет кораблик…»

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Подготовила: Дубинина Людмила Дмитриевна,

учитель – логопед I квалификационной категории

ГКОУ АО «Малышок», г. Астрахань

Коррекционно-образовательные цели:

- тренировать навыки словоизменения и словообразования;

- практически использовать в речи глаголы с разными приставками (от, у, при, за, про, до)

- стимулировать функции речедвигательного аппарата.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать диалогическую речь и мелкую моторику;

- закрепить знания и представления о яйце;

- расширять, активизировать словарь по теме;

- развивать мышление, наблюдательность, слуховое внимание;

- развивать умение подбирать имена прилагательные к существительным.

Коррекционно-воспитательные цели:

- учить использовать кухонное оборудование;

- воспитывать элементарные правила поведения на кухне;

- удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые.

Работа над словарем: заплыл, приплыл, доплыл, уплыл, кипеть, вкрутую, электрическая плита, омлет, яйцо-яйца, кок.

Виды детской деятельности в НОД:

• Игровая.

• Коммуникативная.

• Трудовая.

• Познавательно-исследовательская.

• Продуктивная.

• Физическая.

Оборудование: Ножи, разделочные доски, фартуки, шапочки, зубочистки, тарелки (мелкие, вилки, ложки (столовые, кусочки хлеба, скатерти, салфетки бумажные, маски «столовые приборы», ширма, электрическая плита, продукты питания (яйца, сыр, колбаса, болгарский перец, петрушка, аудиозапись А. Зацепина «Море, ты слышишь, море», бумажные кораблики, ёмкости с водой, часы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

На предыдущем занятии дети сделали бумажные кораблики путём оригами. Перед детьми ширма, оформленная в морской тематике (за ней всё необходимое к занятию, руки у детей чистые).

Физкультминутка. Текст детям знаком.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать начинаем.

(на столе стоят ёмкости с водой, дети берут свои кораблики и под песню А. Зацепина «Море, ты слышишь, море….) проводится дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса», где предлагается детям с разной силой подуть на парус своего кораблика – слабый ветерок, ветер усиливается, сильный ветер, ураган. Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

Логопед. Ребята, на каждом корабле есть свой кок, а по-нашему повар.

Мы сегодня превратимся в коков (даёт каждому ребёнку белый фартук и поварской колпачок, будем готовить и правильно накрывать на стол. А из чего будем готовить? Отгадайте, загадку:

«Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться».

Дети. Яйцо.

Логопед. Давайте, ребята, мы проведём эксперимент с яйцами, но сначала скажите: «Какое бывает яйцо?

Дети. Белое, овальное, светло-коричневое, свежее, несвежее, варёное, сырое.

На столе лежат 2 яйца (одно из них вареное, другое сырое) как можно это определить, не разбивая их?

Дети высказывают предположения.

1 опыт. Да, яйца нужно покрутить на столе как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному.

Объяснение: есть такое физическое явление – как центр тяжести.

В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

2 опыт: «Плавающие яйца» Свежее или Несвежее? Надо опустить яйцо в воду, если тонет, то свежее, если плавает, то какое? (ответ)

Логопед. Для того, чтобы сварить яйцо, какие действия будете делать?

Дети. Ответы.

Логопед. Пока яйца будут вариться, вы расскажите о правилах безопасности работы с электричеством и ножом.

Дети.

• Не подносить нож к лицу, не играть им.

• Использовать нож по назначению.

• Не включать электроприборы без взрослого.

Логопед. Что происходит с водой?

Дети. Она греется и кипит.

Логопед обращает внимание на часы: через сколько минут яйцо сварится вкрутую и предлагает запомнить эту цифру.

Логопед. Пока яйца кипят в кастрюле на плитке, мы поиграем в одну игру

«Где используются яйца?»

Дети. В яичнице, в омлете, в салате, в супе, в тесте.

По окончании варки, каждый кок делает кораблики из готовых продуктов. Перечисляют и указывают действия: яйцо резать пополам, колбасу, сыр, болгарский перец – на ломтики.

Логопед. Для того, чтобы кораблики получились правильными и не утонули, давайте разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

А нам пришло время поиграть, наши пальчики размять. А поможет нам в этом стихотворение Агнии Барто «Кораблик».

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,

(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.

(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

Практическая деятельность. Дети готовые кораблики ставят на тарелку, на которой лежит голубая салфетка, олицетворяя собой море.

Логопед: Ребята, хотите послушать одну историю о королевстве столовых приборов. Присядьте ко мне на диванчик.

Сказка «Королевство столовых приборов»

…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.

Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Ребенок с маской тарелки:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу.

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

Логопед. Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева.

Пусть съедобные кораблики постоят в порту, вы снимите фартуки подойдите ко мне. Возьмите свои бумажные кораблики и поиграем в игру «Принеси кораблик».

Описание игры.

Дети находятся на одной стороне группы. На противоположной стороне на расстоянии 3-4 метров раскладываются бумажные кораблики. Педагог предлагает добежать до игрушки по дорожке, обозначенной линиями, взять одну и принести ему, а потом громко и ясно произнести, изменив слово, плыл, например: доплыл. Усложнение. Можно составить предложение (Кораблик отплыл от берега и поплыл). Так все дети по очереди образовывают новые слова. В конце игры дети «выходят в море», двигаясь по всей группе. Педагог помогает, хвалит детей за сообразительность, подводит итоги.

Логопед (приглашает всех к столу). Угощайтесь, угощайтесь, милые ребята! Всем спасибо за внимание! Приятного аппетита!

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6–7 лет с ОНР «Плывет, плывет кораблик…»
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 22:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фоторепортаж «Наш урожай»
Вот и осень наступила. На полях, в садах и огородах полным ходом идёт уборка урожая. На нашем участке мало места и поэтому, как бы нам не хотелось, но мы все...
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осень в лесу» в средней группе
Цель: формирование умения вести наблюдения за изменениями в природе Задачи: - учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; - формировать умение...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Разноцветные зонтики под дождем» в средней группе
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветные зонтики под дождем» Цель: учить детей рисовать зонтик, дождик. Задачи: закреплять приемы...