Занятие по развитию речи в средней группе «Звуки [К]-[К’]»

Светлана Давлетбаева
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуки [К]-[К’]»

Тема «Звуки к-кь»

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «к-кь» в словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие. Закрепить названия детенышей животных.

Оборудование.Набор картинок с изображением животных и их детенышей: медведь-медвежонок, белка-бельчонок, лось-лосёнок, ёж-ежонок, заяц-зайчонок, волк-волчонок, лиса-лисёнок, коза-козлёнок, тигр-тигрёнок, курица-цыплёнок, игрушечные курица, петух, лягушка, колобок, кенгуру, кит; индивидуальные зеркала; атрибуты – бинокль, штурвал, якорь.

Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок», рассказ Г. Снегирева «Маленькое чудовище»; Б. Житкова «Наводнение», «Пожар в море>;» В. Степанова «Зоопарк.

Ход занятия

- Дети, я очень рада вас все видеть здоровыми и красивыми. А на наше занятие пришёл. посмотрите кто! Вы узнали его?

Круглый да румяненький.

Ростом очень маленький.

Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке.

Кто это? (Колобок).

- Колобок любит песни петь и в разные игры играть. А давайте пригласим Колобка поиграть с нами в игру «Наоборот». Я буду говорить слово,а вы должны придумать слово противоположное моему Например: Близко-далеко. Слушайте внимательно!

Воспитатель Дети

Мальчик - Девочка

Ночь - День

Злой - Добрый

Дикий - Домашний

Бабушка - Дедушка

Враг - Друг

Взрослые -Дети

Ребята! Какие вы молодцы! А Колобок заметил, что слова

которые вы называли начинаются на одни и те же звуки (дети, девочка,

день, добрый, домашний, дедушка, друг).

(Воспитатель голосом выделяет звуки - «д-дь» в произносимых словах).

Какие это звуки? (Д-дь).

Правильно! Эти звуки нам уже знакомы. А давайте вспомним стишок

про дудочку и повеселим Колобка.

Кто хочет рассказать его Колобку?

Ду-ду-ду, да ду-ду-ду.

Вдоль по улицу иду я,

И в большую дудку дую

Ду-ду-ду, да ду-ду-ду

Я по улицу иду. (1-2 ребенка).

Понравилось Колобку как вы на дудочке играете, стишок рассказываете. А сегодня с расскажу вам историю которая произошла с колобком пока он добирался до нашего детского сада. Слушайте

рассказ и показывайте его себе перед зеркалом. «Испекла бабушка Колобок» и положила его на окошко. Он был такой

горячий, что тронешь его - обожжешься. Стал Колобок по подоконнику

кататься, остужаться (упражнение «Катание шарика»).

Вдруг видит Колобок - крадётся к нему кошечка, и решил он от неё

спрятаться (упражнение «Прятки» 5-6раз). Подкралась кошечка поближе и лапой - Цап! - а Колобок-то горячий.

Обожгла кошечка лапку и очень рассердилась (упражнение «Сердитая

кошечка» 4-5 раз). Колобок испугался и покатил куда глаза глядят.

Катится Колобок, а на встречу ему курица идет. Увидела Колобка и

закричала. Как она ребята закричала? (Ко-ко-ко). А за ней петух бежит

во всё горло кричит. - Как петух кричит? (Ку-ка-ре-ку).

Услышала птичий переполох лягушка в болоте и с любопытством

заквакала. Как, дети заквакала лягушка? (Ква-ква-ква).

Ребята в словах каждого животного с которым встретился Колобок,

повторялся какой-то один и тот же звук. Какой? (Звук «к»). В имени колобка тоже есть звук -к-: Колобок. А ты знаешь «Колобок», что кроме твердого звука - «к»-, есть еще и

мягкий звук - «кь»-.

Приглашаю вас дети и Колобка отправиться в путешествие по морю звуков. Где поищем слова со звуками -«к — кь».

Но чтобы отправиться в путешествие нужно подготовиться. Возьмём

зеркала и посмотрим, как наши язычки правильно произносят звуки «к-

кь».

При произнесении звука к:

- зубы приоткрыты;

- губы приоткрыты;

- кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается

мягкого неба.

При произнесении звука «кь»:

- губы приоткрыты;

- зубы приоткрыты;

- кончик языка опущен за нижние зубы;

- спинка языка касается твердого неба.

- Вот мы и научились «правильно произносить звуки «-к--кь-». Теперь Колобок мы можем отправиться в путешествие на поиски слов со

звуками «к-кь». А отправимся мы в путешествие на транспорте в названии которого есть звук «к».

Посмотрите на эти картинки внимательно и выберите тот вид транспорта в названии которого есть звук «- к -».

«Самолёт»- «Поезд»-«Корабль»

- Правильно, это корабль. Он ждёт нас на пристани.

(Дети идут по дорожке к кораблю).

Рассаживайтесь. Посмотрите, и назовите те предметы, которые находятся на корабле (якорь, штурвал, бинокль). В названии каких предметов есть звук - к - (бинокль, якорь).

Правильно! В середине слов якорь, бинокль есть звук -к-. Мы плывём по океану. Посмотрите, кто это плывет по правому борту? (Кит).

Молодцы. Колобок не знает кто такой Кит. А вы знаете? (Кит - морское животное, больших размеров).

А какой звук слышится в начале слова «кит» («кь»).

А сейчас мы проплываем у берегов страны Австралии.

-Ой, Колобок посмотри какое странное животное живёт в Австралии. Вы узнали, кто

это? (Кенгуру с кенгуренком). Да, это Кенгуру с кенгурёнком.

Лишь в Австралии зеленой

Кенгуру живёт смышленый.

Он своих детей не бросит.

Он с собой их в сумке носит.

У Кенгуру на брюшке есть специальное место в виде сумки, где

он носит своего детеныша.

А с какого звука начинается слово кенгуру? (кь).

А сейчас мы доплыли до необитаемого острова. Ребята, Колобок хочет обследовать этот остов. Поможем ему?

(Дети идут по «тропинке» и выходят на «полянку»,

- Посмотрите, здесь пасутся детеныши животных. Вы узнали их? А вот Колобок не знает как зовут детенышей; назовите их ему? Возьмите каждый по одной картинке, а Колобок к каждому подойдёт, послушает.

(Дети называют детенышей).

А вы заметили, что в конце слов названий детенышей слышится один и тот же звук, какой? («-к-»).

Но почему детеныши одни? Как вы думаете? (Потерялись, заблудились). Поможем им найти своих мам, пап. Где же взрослые животные? А вот они - плачут, «где же наши детеныши».

Давайте составим пары: детеныш и взрослое животное.

(Дети составляют из картинок пары)

- Колобок посмотри, мы помогли встретиться детенышам со своими

взрослыми животными.

Расскажите Колобку, кто к кому пришёл: волк пришёл к волчонку.

Теперь можно отправиться и домой. Садитесь на корабль.

(Дети идут по дорожке и рассаживаются на стульчики).

- Мы доплываем до детского сада. Колобку понравилось наше

путешествие? А вам дети? Сколько много слов со звуками «к- кь» мы

сегодня услышали. А вы запомнили эти слова (Кит, Кенгуру, слова -

названия детенышей заканчивается на звук -к-; якорь, бинокль и

т. д.).

А давайте повеселим нашего «Колобка». Игра - упражнение «Коза- заяц». Колобок благодарит вас за интересное путешествие, но ему пора отправляться в свою сказку. Он уходит.

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Дидактическая игра «Собери цветочек» - цель: закреплять правильное произношение звука в словах, дифференциация звуков (с - з,развивать.

Дидактическая игра «Календарь-помощник»Дидактическая игра «Календарь-помощник» Закончился ещё один календарный год, а это значит, что у большинства из нас дома, да наверно и на работе стали ненужными прошлогодние календари. Не.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуки [К]-[К’]»
Опубликовано: 23 января 2014 в 18:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки