Валентина Касьянова
Занятие по развитию речи в средней группе «Прогулка в лес».
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи.
«Прогулка в лес»
Программное содержание :
Продолжать учить детей использовать в речи прилагательные, пополнять и активизировать словарь детей. Закреплять правильное произношение согласных звуков «С» и «Ш».
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Прогулка в лес“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить детей поддерживать беседу. По форме и содержанию отвечать на вопросы. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Словарная работа: снежный покров, зимняя свежесть, вьюга, метель, буран, перелетные птицы, карликовые березы, скрипит, хрустит, шуршит.
Предварительная работа: рассматривание картин «Покормите птиц», «Зимний день». Рассматривание иллюстраций с различными птицами. Обсуждение правил поведения в природе.
Индивидуальная работа: добиваться выразительного чтения стихов. На поставленные вопросы отвечать полным ответом, предложением.
Материал и оборудование: картина «Зимний лес» (смешанный и березовый). Зимнее дерево, осеннее дерево; конверт с зимующими и перелетными птицами; слоги для составления имен; грамзапись – пение птиц и звуки зимней природы (вьюга, метель, ветер).
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята.
Наступил новый день.
Заниматься нам не лень.
Вас в лес сегодня приглашаю
И новых встреч Вам обещаю!
- Дети, вы хотите попасть в зимний лес? Чтобы туда попасть нужно, составить из слогов свое имя. (Дети выкладывают свои имена).
- А теперь закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова:
«Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный тайны и чудес!»
- Отгадайте загадку:
Много снегу во дворе,
Все деревья в серебре,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
- Какое у нас сейчас время года?
-А какие признаки зимы? (холод, снег, длинные ночи, короткие дни, метели и т. д.)
- Пришла зима. Покрыла всю землю белым пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало.
Всюду иней серебриться,
Ветка каждая блестит.
Скачет синяя синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем. (Э. Чумичева)
- Давайте встанем на лыжи и пойдем в лес. Прислушайтесь, как скрипит снег под ногами: ссс! ссс! ссс!
Напомнить артикуляцию звука [С].
Чистоговорка «Холода»
Да-да-да - наступили холода.
(дети хлопают в ладоши)
Ды-ды-ды - дым идет из трубы.
(руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)
Ду-ду-ду - я на лыжах иду.
(«скользят» ладони друг о друга)
Ди-ди-ди - ты меня найди.
(«пробегают» пальцами по бедрам)
- Вот и пришли мы в лес. Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите мне, какой лес вы видите на этой картине?
- Как называется лес, где растут одни березы?
- Зимой растут деревья или нет?
- Что защищает деревья от мороза? (Снежный покров)
(Дети читают стихотворение С. Есенина «Береза»)
- Теперь поедем дальше. Сташи на лыжи, поехали! Зашуршал снег: ш! ш! ш! (губы вперед). Забираемся на гору: шшш! Шшш! Шшш! Съезжаем с горки. Присесть, оттолкнуться палками. Едем! Сссссссссс…
(Звучит музыка. Залетает конверт. В конверте картинки с изображением перелетных и зимующих птиц).
- Посмотрите, какой-то конверт появился. Давайте посмотрим что внутри?
(Воспитатель пытается достать картинки из конверта и случайно рассыпает их на пол).
- Ой. Упали! Поднимите все картинки. Да не просто поднимите, а на деревьях разместите. Зимующих птиц размещайте на зимнем дереве, а перелетных на осеннем. (Дети выполняют задания).
Игра на развитие внимания «Птицы»
Дети бегут по кругу, делают взмахи руками «птицы летят».
- Если воспитатель ударяет в бубен, - дети приседают и стучат пальцами по полу – «клюют».
-Если в бубенчик, дети слегка приседают и отводят руки назад «птицы отдыхают»
- Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь ответьте на такой вопрос. Что общего у птиц?
- А как отличить снегиря от других птиц?
- Несмотря на морозы, зима нравиться птицам, а вот люди должны им помогать перезимовать. Как можно помочь птицам перезимовать?
Пальчиковая игра «Кормушка»
Сколько птиц в крмушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Прилетело? Мы расскажем.
(машут перекрестно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое назваение загибают палец)
Всем хватило зернышек!
(«посыпают» зернышки)
Н. Нищева.
Дети читают стихотворение «Накормите птиц зимой»
- Молодцы, Вот наша прогулка подошла к концу и пора возвращаться домой.
Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы» (имитация движений по тексту)
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках,
Но упали мы, Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катали,
А потом без сил упали,
И домой мы побежали!
- А теперь ответьте на такие вопросы:
- Зимой деревья погибают или только засыпают? (Засыпают)
- Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные)
- Какие птицы относятся к перелетным?
- Какие птицы относятся к зимующим?
-Теперь даю вам задание на дом. Во дворе и на улице присмотритесь к растениям и ответьте на два вопроса:
1. Как деревья приспособились к зимним холодам?
2. Надежно ли укрыты их корни снегом?
- Заметьте места, где снега много и где мало, а весной проверите, где больше будет травы и где почки деревьев распустятся раньше. Завтра мы с вами обсудим эти вопросы.
Литература:
М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий»
Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики»