Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы.

Евгения Семенцова
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы.

Задачи:

1. Учить детей описывать предметы мебели, опираясь на схему.

2. Закрепить умение пользоваться обобщающими словами по теме «Мебель», активизировать словарь по этой теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных с существительными).

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение анализировать рассказы товарищей, мелкую моторику рук.

5. Продолжать воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя, желание приходить на помощь друг другу.

Материал: мягкая игрушка Буратино, картинки с изображением предметов мебели, опорная схема для составления описательного рассказа о мебели, звёздочки (плоскостные изображения на каждого ребёнка, разрезные картинки с изображением предметов мебели, солнышки грустные и весёлые (плоскостные изображения, отражающие эмоциональные состояния).

Ход занятия.

Воспитатель: Стук в дверь. Ой, ребята, посмотрите, к нам гость пришёл. Как вы думаете, кто это?

Ответы детей: Это Хитрый Буратино.

Воспитатель: Молодцы, узнали, ведь мы только вчера прочитали эту сказку, которую написал Дж. Родари.

Послушайте, что он хочет нам сказать.

(Дети садятся на ковре возле воспитателя).

Воспитатель: (голосом Буратино говорит).

Мы с папой Карло получили просторную квартиру, вместо каморки. Подскажите, ребята, как нам сделать квартиру уютной?

(Буратино садится на ковёр около детей).

Воспитатель: Подумайте, как можно помочь Хитрому Буратино?

Ответы детей: (можно ему сделать мебель или купить).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто делает мебель?

Ответы детей: столяр, плотник.

Молодцы!

Воспитатель: Но прежде, чем мы с вами начнём помогать гостю, я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы расскажем Хитрому Буратино, как может по-разному называться мебель, в зависимости от того, из какого материала она сделана.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Воспитатель: Мебель, сделанная из дерева. Какая мебель?

Дети. Деревянная мебель.

Воспитатель: Скамейка, сделанная из металла. Какая скамейка?

Дети. Металлическая скамейка.

Воспитатель: Кресло из прутьев ивы. Какое кресло?

Дети. Кресло ивовое, плетёное.

Воспитатель: А ещё мебель может называться по-разному, в зависимости от того, для каких целей она используется?

Воспитатель: Обеденный стол, табуретки, буфет. Это мебель какая?

Дети. Кухонная мебель.

Воспитатель: Компьютерный стол, поворотное кресло, тумба, шкаф для документов. Это мебель какая?

Дети. Офисная мебель.

Воспитатель: Молодцы! Хитрый Буратино с большим интересом слушал ваши ответы. Думаю, что узнал что-то новое.

(Дети проходят за столы и садятся на свои места).

Буратино тоже садится на стул около доски.

Воспитатель: Ребята, пора познакомить нашего гостя с предметами мебели. А в этом нам поможет схема-помощница.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Она состоит из семи прямоугольников, которые таят в себе подсказки.

В первом прямоугольнике нарисован знак вопроса и написано: что это? (Он просит нас назвать предмет мебели).

Второй прямоугольник просит нас рассказать: для чего этот предмет нужен?

В третьем прямоугольнике изображены разные комнаты, и стоит вопрос: для какого помещения используют эту мебель? (для кухни, гостиной).

В следующем прямоугольнике нарисованы два разноцветных круга. Первый круг обозначает цвет предмета, второй круг обозначает материал, из которого предмет сделан (материал для изготовления мебели может быть разный: ткань, дерево, металл, пластмасса).

В пятом прямоугольнике нарисованы различные детали мебели (ножки, спинки).

В шестом прямоугольнике изображены геометрические фигуры, обозначающие форму предмета (т. е. мы называем, на какую геометрическую фигуру похож предмет).

В последнем прямоугольнике нарисована щётка, пылесос. Это говорит о том, что каждая мебель требует ухода.

Воспитатель: Послушайте, как я опишу предмет мебели (диван).

Это диван. На нём сидят, лежат, спят. Диван- мебель для гостиной, спальни, зала. Он бордового цвета. Чтобы сделать диван нам потребуется: ткань, поролон, дерево. У дивана мягкое сиденье, удобная спинка и подлокотники. Он прямоугольной формы. Чтобы диван был чистым, его нужно чистить пылесосом или щёткой, протирать влажной тряпкой.

А кто ещё хочет рассказать Хитрому Буратино о предметах мебели, используя схему-помощницу.

Вот здесь, на столе, лежат картинки с изображением предметов мебели. Выбирайте картинку и описывайте её с помощью схемы.

Кто ещё хочет познакомить Хитрого Буратино с другими предметами мебели? (4-5 человек).

Воспитатель: Молодцы! Аня, подари свою звёздочку тому, чей рассказ тебе больше понравился? И объясни, почему? (спросить 4-5 человек).

Воспитатель дарит звёздочки тем, кто за свои рассказы не получил звёзд, отмечая положительное в рассказах, но также указывая на то, как можно изменить рассказ, чтобы он стал ещё лучше.

Воспитатель: (голосом Буратино). Ребята, мне очень понравились ваши рассказы. Они мне, конечно, помогут при выборе мебели.

Воспитатель: Буратино, а ещё ребята хотят тебе рассказать стихотворение о мебели.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре

(шагаем на месте)

Много мебели в квартире

(развести руки в стороны)

В шкаф повесим мы рубашку

(имитация движений)

А в буфет поставим чашку

(имитация движений)

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле

(садимся на стулья)

А когда мы крепко спали

На кровати полежали

(руки под щёку, глаза закрыты)

А потом мы с котом

Посидели за столом

(покачивание головой из стороны в сторону)

Чай с вареньем дружно пили

(имитация движений)

Много мебели в квартире

(стоим и разводим руки)

Воспитатель: Ребята, все мы знаем, что мебель при использовании может ломаться. Покажем Хитрому Буратино, как можно починить мебель, если это произойдёт.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

(дети садятся за столы, где в конвертах лежат разрезные картинки с предметами мебели).

Воспитатель даёт задание, собрать мебель из разрезных частей.

(дифференцированный подход к детям по сбору картинок с изображением мебели, из разного количества частей).

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все были молодцы, посмотрите, у меня есть солнышки, жёлтые и розовые, грустные и весёлые.

(Изображения солнышек размещены на магнитном стенде в групповой комнате). Весёлое солнышко возьмёт тот, кому сегодня было интересно и понятно. Грустное солнышко возьмёт тот, кому было интересно, но немного трудно выполнять задание. Покажите ваши солнышки и расскажите, почему вы их выбрали.

Воспитатель заслушивает ответы детей.

(Хитрый Буратино выбирает себе весёлое солнышко, благодарит ребят за интересные рассказы и прощается с ними).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Почини мебель» для детей среднего возраста в группе ЗПРДидактическая игра «Почини мебель» для детей среднего возраста в группе ЗПР Цель: активизация словаря по теме "Мебель" Задачи: - Закрепить и уточнить названия мебели, названия деталей, формировать обобщающее понятие.

Составление рассказа-описания по теме «Мебель» Тема: Составление рассказа - описания по теме «Мебель». Программное содержание: Учить детей описывать предметы мебели опираясь на модель.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Головоломки
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы.
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 10:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край...
Отчёт музыкального руководителя по годовому творческому проекту «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный ( на...
Игры-тренинги по правилам дорожного движения
«Паровозики» и «машины». Игры-тренинги по правилам дорожного движения. Вместе с детьми сделайте из подручного материала ( стульчиков, крупных...
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения
Картотека подвижных игр по правилам дорожного движения. «Поезд». Дети становятся друг за другом в колонну по одному, не держась за руки. Первый -...