Тамара Галкина
Занятие по экологическому воспитанию «Наш дом Земля и мы часть природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия :
«Наш дом Земля, а мы в ней часть природы»
Автор: воспитатель Галкина Т. Ф.
Цель занятия : воспитание бережного отношения к природе
Задачи занятия :
Показать место человека среди живых и неживых существ на Земле. Формировать убеждение у детей в том, что человек- часть природы, а не её покоритель.
Дать представление об эволюции человека в природе и его достижениях в результате этого.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Наш дом Земля и мы часть природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Формировать представление у детей о многообразии взаимосвязей в природе. Развивать представление об экологии, как о сложных, разнообразных многочисленных связях всех компонентов окружающей среды. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.
Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине, к природе окружающей наш посёлок, дом.
Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты. Желание созидательного взаимодействия с природой.
Оборудование:
• плакаты и иллюстрации изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека;
• экологическое окно с экологическими знаками поведения в лесу;
• глобус;
• куклы из бросового материала (мусора);
• нагрудные значки для игры «Паутина жизни» с изображением солнца, воды, воздуха, земли, животных, человека и т. д;
• клубок пряжи, вязаные изделия.
Ход занятия
Дети находятся в комнате природы, там развешаны картины.
- Ребята, хотите отправиться на прогулку? Представим себе, что мы гуляем по лесу, на лугу, отдыхаем на речке, загораем на песочке.
- Прикройте на минутку глазки и представим, как шелестят вокруг листья, деревья и кусты, зеленеет травка, расцветают дивные цветы.
- Где ребята, мы с вами находимся? (на природе)
- Ребята, а где мы с вами живём? (посёлок, дом, Россия)
- А в каком регионе всё это находится и в какой стране? (Сибирский регион, Россия)
- А что находится вокруг нашего посёлка? (тайга)
- Да, такая тайга была уже тогда, когда нашего посёлка ещё не было. И ещё раньше здесь были только растения и животные. А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте о ком оно:
Я иду по лесам, раздвигая зелёные ветви,
Я иду, по лугам раздвигая цветущие травы,
Я иду, по Земле раздвигая прозрачный воздух,
Я такой же, как дерево, как облако, как вода.
В. Солоухин
-Хотите узнать, почему так сказать поэт?
- О человеке, что он тоже растет, питается, дышит- он живой.
- Просто ребята природа существует очень давно.
-Мы недавно были с вами в краеведческом музее и видели там останки древних животных (мамонтов). Видели, как жил древний человек, в пещере, в горе, видели, как люди добывали себе пищу- загоняли мамонта в яму-ловушку, а из его шкуры шили себе одежду.
А наша Сибирская тайга издавна была источником жизни и пропитания людей. Люди собирали в тайге ягоды, грибы, растения, орехи. Ловили рыбу, охотились. Шили одежду. Сооружали жилище, шалаши.
В старину люди научились делать мебель из древесины. Посуду из глины, рабочий инвентарь. А потом из металлов различную утварь и лампы для освещения. Всё это сопровождалось украшениями и орнаментом. С использованием растительных элементов. Приручили животных.
- И вот наступило наше время, посмотрите на себя и скажите, из чего сделана ваша одежда и обувь? (из ниток, кожи,ткани). Из чего сделано всё, что нас окружает (дерево, песок, глина, камни). А это всё природа (Да). А вот лежат варежки, свитер, шапка, носки. Подумайте ребята, нужно ли этим вещам солнце? Из чего сделаны эти вещи (из ниток). Нитки спрядены из шерсти овец. Овцы пасутся на пастбище с травой, а траве нужно солнце. Отсюда выражение «солнце кормит человека и одевает…».
- Мы с вами частичка в цепи этих взаимосвязей, всё в природе зависит друг от друга. Все, всем нужны. А человеку без природы вообще не прожить.
И сейчас поиграв в игру «Паутина жизни», вы в этом убедитесь.
Ход игры:
Дети стоят в кругу с эмблемами стихий природы. Цветок, ветер, насекомые, птицы, человек, пчела, улей. На середине круга табличка «Мёд».
-Ребята, что нужно чтобы получить мёд? Даю первой пчеле кончик нитки, а дальше ребята передают клубок тому, кого называют. Вот посмотрите, какая получилась паутина, потянешь крепкая (дети тянут нитки)
- А если порвётся хоть одна ниточка, то разорвётся вся паутина. Т. е., если исчезнет что-то одно в этой цепи, то погибнут и все остальные.
А вот вам ещё одно практическое задание:
Что нужно для того, чтобы у вас на столе появилась чашка лекарственного чая? Выберите из этих карточек те, которые нужны для чая- дети выбирают и раскладывают вокруг чашки (вода, воздух,растение,пчёлы,насекомые,птицы. глина,солнце,электричество, человек и т. д.). Рассматриваем связи.
- Ребята, вот мы сегодня говорили о природе, жизни, связях, а слово мусор вам встречалось? Что такое мусор? И кто его разбрасывает?
(Голос из-за ширмы, перед ней глобус вес покрытый мусором)
«Ребята, я в беде, я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не могу справиться с тем мусором, который расбрасывает на земле человек…»
-Земля ведь ты такая красивая, цветущая. Неужели ты сможешь погибнуть от мусора?
«Да, у меня много рек, озёр, полей, цветов и многого другого. Но этого всего становится всё меньше и меньше. У вас есть ещё время всё это спасти и спасти самих себя. Ведь вы тоже пазл природы»
- Земля не успела сказать нам, как ей помочь. Так вот мы, какая частичка природы, можем создавать, а можем и губить. Значит мы сами должны найти путь к её спасению. Нужно убрать мусор с планеты. (убираем мусор с глобуса в мусорку).
- Скажите, а как вы поступаете с мусором у себя дома? (дети высказываются, рассуждают)
- А вот ребята в Австралии придумали всемирную акцию. «Очистим свою планету от мусора». В ней участвует весь мир.
- А разве мы с вами меньше любим свою страну. И если каждый уберёт «свою планету», то мир станет чище и лучше.
-Россия, как из песни слово
Берёзок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя моя Россия
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю всем сердцем, понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
(Дети складывая мусор в корзину находят мусорного монстра и царицу мусора. У них на груди таблички)
Царица мусора:
Я царица мусора
Из помойки вышла я,
Вижу всюду хлам и грязь
Я люблю за это вас!
Мусорный монстр:
В мусорном ведре валялся,
Ниоткуда просто взялся.
А теперь я здесь хожу,
На создателей гляжу.
- Да они нас ещё своими друзьями считают. Нет, мы вам не друзья. Мы знаем, как поступить с мусором. А ещё мы умеем не только уничтожать мусор, но и делать из него полезные вещи. Давайте покажем. (изготавливаем сувениры и подарки из различного бросового материала)
- Из чего делают бумагу? Из дерева. Так значит мы своими поделками сберегли целое дерево. (разбираем мусор на царице и на монстре и из них тоже делаем быстрые поделки).
- Хорошо вы сегодня ребята потрудились, а теперь вас ждёт лекарственный чай мёдом. Теперь вы точно знаете, как он попадает к нам на стол.
Приятного аппетита!
.