Анжелика Турулина
Занятие «Преодоление жизненных трудностей» для подростков 14–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Преодоление жизненных трудностей»
(занятие с подростками 7 -9 классов)
Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Количество участников – 10-14 человек.
Здравствуйте, ребята!
Возьмитесь за руки и встаньте в общий круг. Посмотрите друг другу в глаза. А теперь по кругу назовите цвет своего настроения.
Психологический настрой на тренинг-урок.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Публикация «Занятие „Преодоление жизненных трудностей“ для подростков 14–16 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Прежде чем приступить к нашему занятию, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Я – воздействует на работу всего организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Диагностическое упражнение «Стрела жизни».
Ребята, сложите маленькие листочки пополам. Выберите одну из стрел, которая больше всего подходит к вашей жизни, и нарисуйте ее на листочке.
Интерпретация: много ухабов – кризисы, прямая – спокойная жизнь, круглая – жизнь замыкается в цикл. Верхняя часть листа – позитив, нижняя – негатив.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Уверенно-неуверенно».
Каждому участнику предлагается выполнить какое-либо действие сначала неуверенно, затем уверенно:
• Спросить: «Как поживаешь?»
• Спросить: «Как твои дела?»
• Улыбнуться.
II. Основная часть
Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях».
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, о которых я мог заботиться.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?
Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулировать причины жизненных трудностей человека, определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.
Обсуждение упражнения.
Упражнение «Через три года»
Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» — так, как, будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске) :
• Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
• Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
• Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?
Дискуссия по упражнению
Заключительная часть
Беседа
Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина».
1. Не бойся принимать решение и доводить его до конца.
2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте это.
4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
6. Не упускайте мгновения удачи.
7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя.
9. Четко определяйте свои достоинства и недостатки.
10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
11. Любите людей, и они ответят вам тем же.