Марина Стадник
Занятие-рассуждение «Уроки вежливости» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-рассуждение «Уроки вежливости», закрепляет понятие, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником
«Уроки вежливости»
Программное содержание:
1. Закрепить понятие, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником.
2. Словарная работа: извините, пожалуйста, спасибо, вежливость.
Публикация «Занятие-рассуждение „Уроки вежливости“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать у детей умение управлять своим голосом, подбирать определения.
4. Упражнять в умении громко и четко произносить слова.
Оборудование:игрушка Лесовика, две картинки сюжетного содержания.
Ход занятия
1 часть. Артикуляционная разминка.
Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если очень петушиться, можно перышек лишиться.
2 часть. Работа по теме.
- Ребята, вы хотите попасть в волшебный лес? Почему вы этого хотите?
- Чтобы попасть в волшебный лес, нужно пройти через волшебные ворота. Вот они, -перед нами. Произнесем слова:
Тук – тук – тук – раздаётся громкий стук.
Ри – ри – ри – дверь скорее отвори!
- Ребята, почему нам никто не отвечает? Может быть, мы что-то не так сказали? Правильно, нужно было вежливо обратиться к воротам. Попробуем иначе произнести слова:
Ры – ры - ры – будьте к нам вы так добры.
Ти – ти - ти – разрешите нам пройти.
- Что-то опять не получается. Повторим нашу просьбу, но только отчетливо и с вежливой интонацией. (Дети произносят текст). Вот и получилось!
- Ребята, как вы думаете, что помогло нам пройти в волшебный лес? Правильно, вежливое обращение, вежливость.
- Сегодня мы и будем говорить о вежливости, о том, почему человек должен быть вежливым. Послушайте, какую песенку нам приготовил Ёжик из волшебного леса:
«Извините», «пожалуйста», «прости» и «разреши» -
Это не слова, а ключик, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы таблицы умножения,
Есть ещё таблица, таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два,
«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед словом вежливым все двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два,
«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.
- Ребята, понравилась вам эта песенка? С чем Ёжик сравнивает волшебные слова? (С ключиком от души).
- Почему? (Если вежливо обращаться к собеседнику, то у него появляется желание помочь вам, выслушать вас. Его душа, сердце будет открыто для вас).
- Посмотрите, нас встречает Лесовичок. Чтобы продолжить наше путешествие по волшебному лесу, необходимо обратиться к нему за разрешением. Какими словами мы спросим у Лесовичка разрешение? (ответы детей)
- Посмотрите на картинку, послушайте, как мальчик разговаривает с Лесовичком на первой картинке и на второй: когда мальчик пользовался вежливыми словами? В каком случае Лесовичок пропустит нас в свой волшебный лес? Произнесите эти слова. (Хоровой и индивидуальные ответы)
- Вот мы и прошли в волшебный лес.
3 часть. Физ минутка.
- Давайте немного поиграем в этом волшебном лесу.
В лесу темно, давно все спят.
Дети двигаются по ковру, изображая птиц и животных.
Все птицы спят, одна сова не спит, летит и кричит.
«Сова» - водящий сидит на стульчике в стороне.
Совушка – сова, большая голова, на суку сидит,
Головой вертит, во все стороны глядит.
Дети останавливаются и замирают.
Да вдруг как полетит!
Сова летает вокруг детей, примечает, кто шевелится. если такой находится – забирает в своё дупло.
- Поиграли мы в лесу, пора и домой возвращаться. Какие слова нужно произносить при прощании? До свидания, Лесовичок.
4 часть. Обсуждение проблемной ситуации.
- Ребята, можно ли не всегда быть вежливым, только когда захочется? Послушайте историю об одной девочке, у которой попугай умел разговаривать.
= Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка сразу же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «Здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим друзьям. Пусть все знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем идти, а бабушка к ней с просьбой:
- Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.
- Вот ещё! – отказалась Ирочка. – Мне некогда! Отстань!
Она всегда говорила эти слова бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать. Потом Ирочка взяла клетку с попугаем и пошла к своим друзьям. Все окружили её.
- Ирочка, попроси своего попугая что-нибудь сказать.
- Сейчас попрошу. Только вы е шумите. - Сказала Ирочка. – Поздоровайся с ребятами, Чико! – приказала девочка попугаю.
А попугай вместо того чтобы сказать «Здравствуйте ребята»взъерошился весь и крикнул Ирочке:«Отстань!»
Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:
- Как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико.
- Вот ещё!
- А собачка как лает? – чуть не плача, спросила Ирочка.
- Очень нужно! Мне некогда! – прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жердочки на другую, отвернулся от Иры. Ребята засмеялись, а Витя сказал:
- Молодец Чико!=
(Ю. Ермолаев)
- Правильно ли поступала девочка по отношению к своей бабушке? Как вы думаете, она по-настоящему вежливая или просто притворяется вежливой?Правильно, попугай повторял те слова, которые часто говорила Ирочка своей бабушке. Ира невежливо обращалась со своей бабушкой, и все об этом узнали.
Итог занятия
- Итак, ребята, чтобы найти «ключик от души» другого человека, нужно быть каким? (вежливым, внимательным, употреблять в речи волшебные слова). Постарайтесь всегда быть вежливыми.