Елена Швецова
Занятие «Сонюшки-пеленашки» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Сонюшки-пеленашки».
Задачи. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пеленках, спеленутая) и показать обобщенный смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
Публикация «Занятие „Сонюшки-пеленашки“ в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные куклы. Проекты, планы
- Темочки
Интеграция с разными видами деятельности. Дидактические игры с куклой-голышом (купание, кормление, пеленание). Рассказ педагога о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами – кормят, пеленают, купают, гуляют. Обобщение словаря. Пояснение значения слов «пеленать» (заворачивать в пеленки, «пеленашка» (младенец или кукла, завернутая в пеленки) и «пустышка»; выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребенок, кроха; Словообразование: малыш, малышок, малютка. Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть младшие сестры или братья.
Материал, инструменты, оборудование - пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы, ленточки, мелкие пуговицы, бусины, бисер, крупа (для оформления личиков).
Содержание изодеятельности.
Педагог читает детям стихотворение В. Шипуновой «Сонюшки-баюшки»:
В синем море спит дельфин, а на айсберге – пингвин,
Под попоной спит лошадка, а в сугробе – куропатка,
Сладко спит в норе ежонок, а в берлоге – медвежонок,
На сухой траве-былинке паучок спит в паутинке,
Лягушонок – под листом, а зайчонок – под кустом,
Червячок спит в кожуре, а собачка – в конуре.
Спят засони, дремлют сладко, ну, и я пойду в кроватку.
Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением народной куклы – пеленашки или балабёшки и сообщает, что в давние-давние времена народные умельцы делали таких куколок из соломы или из дерева на забаву маленьким детям. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, можно ли эту куклу назвать пеленашкой.
Выводит детей на рассуждения о том, что пеленашкой можно назвать того, кто (или что) завернут (о) в пеленки (запеленут (о, следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего – живого малыша… даже взрослого человека, если его - в шутку – завернуть в пеленку огромного размера.
Педагог показывает детям вылепленную заранее куколку-пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких малюток-пеленашек – в кроватках, колыбельках или колясках. Показывает обобщенный способ лепки:
- берем комок пластилина, раскатываем сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр, концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно;
- отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) – это лицо, которое выглядывает из пеленок;
- оформим лицо – глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, пустышку из пуговицы (прилепим кольцо из пластилинового жгутика); пеленашкой может быть не только куколка, но и любая другая игрушка, - мишка, зайчик, котенок и т. д. ; в этом случае дополнительно слепим ушки и мордочку;
- украсим пеленки узором в горошек или бантиком;
- превратим спичечный коробок в колыбельку, кроватку или коляску (по своему желанию): слепим матрас и подушку, для коляски сделаем колеса из пуговиц, купол и ручку.
Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить пеленашек. По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять в верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков колыбельки, кроватки, коляски.
Дети напевают своим лепным пеленашкам колыбельные песенки, играют с ними как с пупсиками.
Самостоятельная деятельность детей.
Педагог читает детям шотландскую песенку «Крошка Вилли-Винки»:
Крошка Вилли-Винки ходит и глядит:
«Кто не снял ботинки? Кто еще не спит?»
Стукнет вдруг в окошко или дунет в щель:
«Вилли-Винки-крошка лечь велит в постель».
«Где ты, Вилли-Винки? Влезь-ка к нам в окно.
Кошка на перинке спит уже давно,
Спят в конюшне кони, начал пес дремать,
Только мальчик Джонни не ложится спать»