Светлана Жук
Занятие «Старинная деревянная утварь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия – знакомство с народными традициями, как основой патриотического воспитания.
Задачи :
– формировать эстетические категории и вкус путем знакомства с русским фольклором и русской традицией в художественном осмыслении мира ;
– развивать познавательные интересы и расширять кругозор детей ; мелкую моторику пальцев рук ;
– воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к ее истории и культуре.
Материалы:
– разрезные картинки с изображениями тарелки, чашки, блюдца, чайника, деревянной ложки и подноса, сахарницы.
– стол, заставленный предметами старинной посуды.
Публикация «Занятие „Старинная деревянная утварь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
– поварешка, завернутая в платок, как кукла.
– запись мелодии русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени».
Ход занятия.
(Дети и воспитатель становятся в круг)
Воспитатель. Ребята начать наше занятие сегодня я хочу с загадок. А вы внимательно послушайте.
На столе стою, пыхчу,
Чаем угостить хочу.
Что это? (Чайник)
Голова на тонкой ножке –
За столом нельзя без …. (ложки).
(Дети отгадывают)
Воспитатель. Молодцы, отгадали загадки. А про что же они? Как все это можно назвать одним словом? (посуда)
А раньше посуда была несколько иная. Делали ее из дерева. Как можно назвать такую посуду? Какая она? (деревянная).
Ребята, а вы хотите узнать побольше о старинной посуде? (да)
Ну тогда давайте отправимся в гости. В гости к бабушке.
Упражнение на сочетание речи с движением.
Лады, лады, ладушки. (дети хлопают в ладоши)
Едем в гости к бабушке. (повороты влево, вправо; руки на поясе)
К нашей милой бабушке, (руки разводятся в стороны)
Бабушке – Забавушке. (руки возвращаются на пояс).
Воспитатель. А на чем же мы поедем? На лошадке? Ну, поехали.
(дети скачут по кругу и цокают).
Воспитатель. Вот мы и приехали.
(В центре группы стоит стол с деревянной посудой. Детей встречает Бабушка).
Бабушка . Здравствуйте, ребятки! С чем пожаловали?
Воспитатель. Бабушка, хотим мы узнать про старинную деревянную посуду, которой пользовались раньше наши дедушки и бабушки.
Бабушка. Ну что ж, усаживайтесь по удобнее и слушайте.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен. Ее можно было увидеть на столе у боярыни и в избе бедного человека – крестьянина, в хозяйстве богача и в царских палатах.
Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво украшенная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи она трескалась. Поэтому неокрашенную посуду покрывали специальной жидкостью – вареным льняным маслом.
Ребята, как вы думаете, для чего посуду украшали?
Дети. Для красоты.
Бабушка. Правильно. А где красота, там и уют в доме.
Воспитатель. Бабушка, а наши ребята умеют посуду мыть –
мамам помогать. Ты посиди, а мы покажем.
Пальчиковая гимнастика
«Мы посуду перемыли»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга,
Мы посуду перемыли. хлопок в ладоши.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному,
И большую поварешку. начиная с большого.
Мы посуду перемыли, Затем разгибают.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть- чуть сломали–
Так мы маме помогали. Разводят руками.)
Бабушка. Ой, что же вы наделали? Всю посуду перебили. Помогите собрать ее скорее.
Игра «Собери посуду» .
Дети собирают разрезные картинки с изображениями посуды : каждый ребенок собирает свою картинку. В это время взрослый спрашивает индивидуально цвет, форму, составляющие части посуды, для чего она нужна, из чего сделана и т. п.
Бабушка. Ну, молодцы, все собрали. А знаете, ребята, в то время про которое мы говорим, играли по- другому. Девочки заворачивали поварешку и качали, как куклу, напевая при этом разные колыбельные.
Воспитатель. А наша Анечка знает такую колыбельную. Давайте ее послушаем.
Колыбельная.
Баю – баюшки – бай – бай,
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куду хошь,
Моего Ваню не тревожь.
Бабушка. Но были и веселые народные гуляния. Давайте мы с вами тоже повеселимся.
Играет музыка русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени.», а дети и взрослые играют на ложках и танцуют.
Бабушка. Вот мы и повеселились, а какой же праздник без угощенья. Я вам тоже гостинцев припасла. (отдает угощения воспитателю).
Дети. Спасибо.
Воспитатель. А нам пора возвращаться. До свидания.
Бабушка. До свидания.
Воспитатель. Отправляемся.
Дети вместе с воспитателем.
Лады – лады – ладушки,
Едем мы от бабушки.
(дети скачут по кругу и цокают).
Воспитатель. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось в гостях? А что? (было интересно) О чем же вы сегодня узнали (о старинной посуде).
Молодцы, ребята, а наше занятие окончено.
Список литературы.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду., под ред.
М. А. Васильевой, –м., 2007.
2. О. А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4–5 лет), –СПб. ,2006.
3. О. Н. Баранникова. Какого цвета Родина, Рязань, 2005.
4. М. Ю. Новицкая. Наследие, Патриотическое воспитание в детском саду.,
–М., 2003.
5. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт. : Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др., –СПб., 2006.
6. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР., –СПб., 2006.
7. Т. А. Шорыгина, Родные сказки: Нравственно– патриотическое воспитание, –М., 2004.
8. Т. Н. Карачунская, Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия., –М., 2005.
9. О. А. Скоролупова. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством., – М. ,2003.
10. Л. В. Орлова. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства., – М., 2007.
11. Хохлома. Наглядно– дидактическое пособие., –М., 2003.
12.. О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно- прикладным искусством. Программа дополнительного образования., – М., 2006.
13. Физкультминутки. / Авторы- составители С. А. Левина, С. И. Тукачева. ,
–Волгоград, 2005.