наталья селиванова
Занятие в старшей группе. «Наша Родина — генеалогическое древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: обобщить и расширить знания о родной стране, закрепить понятия «семья», отношения в семье;
Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее, любовь и уважение к членам семьи, родным, любовь к русскому народному творчеству, поэзии;
В доступной форме познакомить детей с «генеологическим древом».
Активизировать словарь поданной теме: полное имя, семья, внук, внучка, родственники, страна, россияне, генеологическое древо.
Публикация «Занятие в старшей группе, „Наша Родина — генеалогическое древо“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Д/И «Собери слово»; куклы-младенцы в колясках, с манжетками; запись плача младенца, запись мелодии И. Крутого, морфологическая таблица «Социальная лестница взросления», рисунок генеологического древа (дуб с пустыми окошками, фотографии дедушек, бабушек, тети, дяди, ребенка для составления родословной, для каждого ребенка семейное древо.
Ход занятия.
- Ребята, занятие у нас сегодня необычное, на нем вы узнаете много нового и интересного.
А для начала я вам предлагаю поиграть.
- Вы любите играть?
- Перед вами пустые окошки, их нужно закрыть буквами и получится слово. К каждому окошку ведет своя дорожка, если вы по ней пойдете букву нужную найдете.
(несколько детей собирают слово «Родина»)
- Ребята, какое слово у нас получилось?
- Правильно, а кто мне скажет, что такое «Родина»? (ответы детей)
- Родина, это место, где вы родились и живете. Мы можем сказать, что наша Родина - Россия? (ответы детей).
- А как называют людей, живущих в России (россияне)
- В России много городов, какие города вы знаете? (ответы детей)
- А как называется наш город? (Балашов)
- Мы можем сказать, что Балашов наша Родина?
- Правильно, можем. Россия – это наша большая Родина, а Балашов – малая Родина.
- Мы любим свой город? (Да)
(Звучит запись плача новорожденного ребенка)
- Кто же это плачет? Да это же куклы-младенцы!
- С таким плачем рождаются все дети. Посмотрите, а чем они отличаются друг от друга (ответы детей). А что это такое у них на ручках (воспитатель обращает внимание детей на манжетки, дети рассматривают их).
- Все новорожденные очень похожи друг на друга, и чтобы их не перепутать им привязывают такие манжетки.
- А потом у детей появляются имена, а кто дает имена своим детям? (родители)
- А для чего люди придумали имена? (ответы детей)
- У каждого человека есть свое имя и именно оно выделяет его среди других. Каждое имя имеет свое происхождение и значение:
- Михаил – равный богу,
- Александр – защитник,
- Софья – мудрая,
- Даниил – божий суд,
- Илья – божья помощь,
- Никита – победитель,
- Валерия – от мужского Валера, сильная,
- Влад – производная от Владимир, славный владыко, владелец миром.
- Мы растем и растет наше имя. Как мы растем, давайте покажем.
Речевая игра малой подвижности:
Сначала буду маленьким, сидят на корточках, обняв колени
К коленочкам прижмусь, потихонечку встают,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь! Руки вверх и потянуться
- А теперь рассмотрим, как вы растете.
Морфологическая таблица «Социальная лестница взросления».
В процессе рассматривания проходят игровые упражнения «Назови ласково», «Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?», «Назови полным именем».
- Кем вы были? (малышами). Как вас называли?
- Кем вы стали сейчас?
- Кем будете?
- Ребята, вам нравятся ваши имена?
Свое имя надо любить и беречь, и быть его достойным.
О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя», а если он плохо поступает, советуют: «Не губи свое имя».
- А теперь назовите имя и отчество ваших родителей (ответы детей)
И/У «Продолжите фразу» - «Мама, папа, я ….» (дружная семья).
- Что же такое семья? (ответы детей)
Все семьи разные, есть семьи большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. Семья объединяет родных и очень близких друг другу людей, где у каждого есть свое дело.
- Приготовили пальчики! (имитация движений)
Пальчиковая игра: Мама лепит пирожки,
Папа чинит полку,
Дед в очках читает книжку,
Шьет бабуля мне штанишки,
Моет пол сестренка Маша,
Трудится семья вся наша!
- Есть у меня для вас еще одна игра, не очень трудная она на вопросы отвечайте, «кто есть кто мне называйте»!
- Кем приходится бабушка маме? (Мама)
- Мне он дедушка, а папе? (Папа)
- Моему папе она жена, а мне? (Мама)
- Мне он брат, а маме с папой? (Сын)
- Моему папе он папа, а мне? (Дедушка)
- Кем ты приходишься бабушке и дедушке (Внучок).
Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье, сейчас мы их вспомним и назовем:
- Вся семья вместе и душа на месте.
- Дети – цветы жизни.
- Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- А как вы понимаете «В семье лад»?
- Какой должна быть семья? (Дружная, заботливая, ласковая, веселая, добрая, крепкая и т. д.)
- Правильно, прежде всего семья должна быть крепкой – как вот этот могучий дуб (рассматривают рисунок дуба, составляют генеологическое древо, родословную, используя фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, ребенка).
- корни, это наши прабабушки и прадедушки, которых мы не видели или не помним.
- нижние толстые ветки – это бабушки и дедушки, ведь они самые старшие в семье,
- ветки повыше и помоложе – это родители,
- молодые веточки и листья – это детки.
Вот мы с вами и составили родословную (Дети повторяют новое слово)
- А сейчас я хочу вас пригласить прогуляться по аллее, но она необычная – это аллея «семьи». И каждый из вас найдет там свое дерево.
Звучит мелодия И. Крутого, дети медленно идут на аллею, воспитатель читает стихотворение В. Шефнера:
Я не просто живу, я подобно реке,
Начинаюсь в таинственном далеке. ,
Но всему вопреки, но всему вопреки,
Вьется ниточка кровная,
Где ж мои родники?
Отвечай, родословная!
Дети находят свои деревья, рассматривают их.
- Это ваша родословная, которая рассказывает историю вашей семьи. Я предлагаю вам сегодня дома всей семьей рассмотреть свою родословную, и рассказать бабушкам, мамам, папам, как мы с вами ее составляли.
- почему бабушки и дедушки расположены внизу? (они самые старшие в семье)
- Что мы с вами делали на занятии? (Играли, составляли родословную, говорили об именах, о семье, выкладывали слово «Родина»).
Не случайно в начале занятия мы выложили слово Родина. Ведь семья – это частичка нашей Родины. Таких частичек в России множество, и все они сливаются в одну большую, крепкую и дружную семью – нашу Родину!