Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено»

Жачемукова Сарьят
Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено»

Занятие «Знакомство с предметами быта: прялка, веретено»

Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном.

Образовательная область «Коммуникация». Цель: активизировать в речи слова: прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька и др.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре, и традициям русского народа, обычаям гостеприимства, фольклору, народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель: вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы пойдем в гости к бабушке Вере и бабушке Гале. Они расскажут нам очень много интересного из истории старинных предметов быта.

(Дети заходят в комнату, где сидят бабушки за прялками)

(Бабушка Вера сидит у прялки, прядет пряжу и напевает песню)

Бабушка Вера: Я пряду, пряду кудель

И качаю колыбель.

Прялка, прялка, не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись, мой лён,

Ты сойди на Настю сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Здоровья, счастья и добра вашему дому!

Бабушка Галя: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Воспитатель: Вот привели к вам ребят. Пусть поглядят, чему-нибудь поучатся.

Бабушка Вера: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

Загадки:

1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается. (полотенце)

2. Кто в избе рогат? (ухват)

3. Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка)

4. Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар)

5. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти)

6. Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька)

7. На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу (прялка)

8. Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)

9. Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь и под комод. (клубок ниток)

Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено»

Бабушка Вера: Какие молодцы вы ребятки, такие сложные загадки отгадали.

Бабушка Галя: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).

Бабушка Вера: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети (отвечают): веретено.

Бабушка Галя: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Бабушка Галя: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено)

Бабушка Галя: А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель: О чём же поведала сегодня бабушка Галя? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Воспитатель: А мы припасли для Вас, бабушка, забавушек на всякий вкус. Кому – хоровод, кому – стихи, кому – танцы.

Как у наших у ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Бабушки: Да и мы, пожалуй, встанем

От ребяток не отстанем.

Хоровод «На горе-то калина».

(Дети водят хоровод вместе с бабушками)

Бабушка Вера: Ой, устали! Запыхались!

Не пора ли отдохнуть!

1 ребенок: Бабушки милые, отдыхайте,

А мы для вас стихи почитаем.

2 ребенок: Почему мне говорят, что бабулечка - старушка,

Ведь она так хороша, ведь она: моя подружка.

Не увидеть седину, кудри как у куклы вьются,

И морщинок не видать, лишь… когда глаза смеются.

(Ульянич Надежда)

3 ребенок: Лишь у нашей бабушки лучшая еда,

Лишь родная бабушка рада нам всегда.

Только наша бабушка так умеет ждать,

Только наша бабушка может все прощать.

(Ульянич Надежда)

4 ребенок: Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она

Устает.

Храбым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее

В самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее,

Отдохнет она

Наконец.

Скажет бабушка:

"Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой!

Молодец!"

(С. Капутикян)

5 ребенок: Кто на кухне с поварешкой

У плиты всегда стоит,

Кто нам штопает одежку,

Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее

Пирожки всегда печет,

Даже папы кто главнее

И кому в семье почет?

Кто споет нам на ночь песню,

Чтобы сладко мы заснули?

Кто добрей всех и чудесней?

Ну, конечно же – бабули!

(С. Капутикян)

6 ребенок: Кто, вкуснее бабушки, приготовит суп,

Пирожки хрустящие? Кто полечит зуб?

Кто расскажет сказку, песенку споет?

Кто накормит кашей, пуговку пришьет?

Бабушка поддержит ласковым советом,

Клятву быть поддержкой даст тебе при этом.

Нет ее роднее, нет добрей и краше!

Милая бабуля! Ты – опора наша!

(Елена Веснова)

(Заходит бабушка Галя с пирожками и блинами)

Бабушка Галя: Мои внучата, дорогие, золотые! Кто ж как не бабушка угостит вас пирожками и блинами! Пирожки не простые, с ягодами и яблоками! С добротой и любовью приготовленные! Угощайтесь, не стесняйтесь!

Бабушка Вера: С самовара чай горячий, с малиной и калиной, от всех болезней вас убережет!

(Дети угощаются)

Воспитатель: В благодарность за угощение дети споют вам песню.

Песня «В гости к бабушке»

1. В гости к бабушке, бабуле

Мы спешим опять.

Будет вкусными блинами

Деток угощать.

Припев: Ах, бабуля - бабушка,

Испеки оладушки.

Вкусные, да пышные,

Даже золотистые.

2, А потом она раскроет

Свой большой секрет.

Скажет: "Для меня дороже, вас, внучата нет".

Припев.

Бабушка Вера: Дети, а вы знаете как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница прялка. Вот я сколько ниток напряла. (достаёт нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Бабушка Вера: Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.

Бабушка Галя: Почему лучше вязать из этих ниток?

Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится теплая одежда.

Бабушка Галя: А для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вышивать.

Бабушка Галя: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?

Дети: Наволочка, полотенце, скатерть, салфетки.

Воспитатель: Мы вам очень благодарны за интересные рассказы,

За хлеб – соль, да пироги знатные.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

Дети: Спасибо, ждем вас в гости в детский сад!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Предметы русского быта»Дидактическая игра «Предметы русского быта» Дидактическая игра «Предметы русского быта» Цель: формирование у старших дошкольников познавательного интереса к национальной русской культуре.

Макеты быта казаковМакеты быта казаков «Родной край, его история, писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, основа, на которой только и может осуществляться.

Конспект НОД для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа» Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа».

Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта — прялкой и веретеном» для детей подготовительной группы Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном» для детей подготовительной группы Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД «Знакомство с Предметами быта: Прялка, веретено» (открытое занятие для родителей) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Мини-макет «Музей быта татарского народа»Мини-макет «Музей быта татарского народа» Человек не знающий и не любящий свою культуру не уважает культуру других народов. (Татарская пословица) Одна из важных задач в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие «Знакомство с предметами быта. Прялка, веретено»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 17:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

22 июля. День первых в истории автогонок

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже был дан старт первым в истории автомобильным гонкам. Хотя из 28 автомашин до финиша добралось лишь 17, а наибольшую скорость (целых 22 км/ч) смог развить паровой...

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с божьей коровкой ко «Дню божьих...
Божья коровка, чёрная головка, Полети на небо – дай нам хлеба! Чёрного и белого, только не горелого! Старинная потешка Насекомые – самая...
Фотоотчет о наблюдении за жуком-носорогом
На днях, на нашем участке во время утреннего приема детей мы обнаружили с ребятами необычного жука. С большим интересом мы принялись его рассматривать. Чтобы...
Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с...
Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются выставки для...