Светлана Романова
Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями
Тема «Школа картографов»
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о пространственных отношениях и способах ориентирования при помощи компаса, глобуса и географической карты, дать детям понятие «части света» : север, запад, восток, юг:
Публикация «Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями „Одаренный ребенок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
• Повысить уровень познавательной активности у детей через организацию поисковой деятельности с компасом, географической картой. Продолжать развивать заинтересованность детей в получении новых знаний об использовании умения ориентироваться на местности в повседневной жизни, людьми разных профессий.
• Продолжать работу по развитию интеллектуальной сферы дошкольников: учить детей планировать и координировать действия для получения желаемого результата, а так же анализировать полученный результат совместной работы с использованием имеющихся навыков в экспериментально- опытной работе.
• Продолжать развивать коммуникативные навыки детей через совместную поисковую деятельность.
• Ввести в словарь детей названия и термины: компас, магнит, север, запад, восток, юг, стороны света, картограф. Объяснить значение выражения: «сориентироваться», «графический план».
Материалы к занятию :
Технические средства обучения: ТВ, компьютер, интерактивная доска.
Демонстрационный: видеозапись отрывка из мультфильма «Смешарики», «Картография»; рисунок карты Смешариков; мерки (лента, полоска бумаги, шнурок, деревянная палочка, фишки; презентация «История изобретения компаса»; чертеж «роза ветров», глобус, географический атлас.
Раздаточный: на каждого ребенка карандаши, карточки, компасы, 5 кружков из плотного картона диаметром около 1,5 см, 5 намагниченных иголок, емкость для воды.
Предшествующая работа: знакомство детей с географическим атласом, природными зонами; организация сюжетно- ролевых игр с использованием различных конструкторов по теме «Путешественники- мореплаватели»; ориентирование по графическим планам помещений, выполненных на бумаге в разных масштабах, по помещениям второго этажа детского сада; использование компьютерных игр по ориентировке в пространстве и ознакомлению с окружающим; знакомство дошкольников с различными видами транспорта и средствами передвижения.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу с игрушкой «Смешарики. Нюшей», обращается к детям:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Нюша. Вы знаете, Нюша очень хотела сегодня с вами увидеться, у нее есть к вам какая-то просьба. С ней еще осенью приключилась одна не очень приятная история, да что ее рассказывать, давайте вместе вспомним.
(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Смешарики», «Картография»)
Воспитатель: - Ребята, карту, которую нарисовал Нюше Ёжик я вам сейчас еще раз покажу, а вы мне скажите: почему же Нюша не нашла грибную поляну по нарисованной карте? Давайте посмотрим и выясним, что не было указано на карте? Правильно ли был указан маршрут?
Нюша :- Да, ребята, расскажите почему?
(На экране появляется изображение карты Ежика. Дети высказывают свои предположения, почему так трудно пользоваться такой неточной картой: по такой карте трудно сориентироваться (соотнести ее с участком); на карте не указаны направления; не точно указаны ориентиры (ручей, родник, утес); непонятны условные обозначения предметов; не указано расстояние от одного предмета до другого)
Воспитатель: - Ребята, если не владеешь навыком пользования взрослых измерительных приборов (линейка, метр, рулетка, то как можно измерить расстояние между ориентирами?
Нюша: - Вы знаете, ребята, после такого неудачного поиска грибов и «помощи» друзей Смешариков в рисовании карты, я хочу сама научиться составлять карты. Пожалуйста, научите меня правильно обращаться с картой, указывать направления движения, передвигаться по указанным направлениям, измерять расстояния. А главное, я хочу научиться находить выход из сложной ситуации так, как умеете вы, и делать все это обдуманно, обсудив решение вопроса с друзьями.
Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь Нюше? Давайте сначала расскажем Нюше о последовательности составления маршрута на примере карты Ёжика.
(Воспитатель предлагает детям присесть на ковер в центре групповой комнаты, посмотреть на карту и рассказать Нюше:
- Есть ли на карте Ёжика указание начала маршрута Нюши? (дом Нюши)- воспитатель ставит на карте в указанном месте точку.
- До какого первого указателя должна была дойти Нюша? (до 2 дубов)
- Какое расстояние между началом маршрута и первым поворотом? (оно не указано)
- Указал ли Ёжик, в какую сторону повернуть Нюше у дубов? (налево)
- Какие еще ориентиры называл Ёжик Нюше? (родник, ручей, утес, грибная поляна)
- Указывал ли Ёжик между ними расстояния? (не указывал)
- Что обозначают рисунки на карте на пути движения Нюши? (елки, деревья,
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь Нюше исправить неточности на карте? Что вы можете предложить Нюше? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята я хочу предложить вам смоделировать карту Ёжика у нас на ковре, мы можем расставить в группе все ориентиры указанные Ёжиком, измерить все расстояния, зарисовать карту на бумаге, а Нюше останется повторить все действия, но уже на местности, у себя в лесу.
(Воспитатель расставляет указанные ориентиры на ковре (дом, 2 дуба, родник, утес, грибную поляну)
Воспитатель: - Ребята, проверьте, все ли мы расставили и скажите, какими мерками мы можем пользоваться при измерении расстояний между ориентирами? (лента, полоска бумаги, шнурок, палка и т. д.).
Воспитатель: - Я хочу предложить сегодня вам использовать такую мерку, как шаги человека: «короткие и длинные».
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какими шагами удобнее пользоваться нам при измерении расстояний между ориентирами и почему? (короткими, у нас очень маленькие расстояния между ориентирами)
Воспитатель: - Какими шагами удобнее будет пользоваться Нюше в лесу? (длинными, там расстояния между ориентирами длиннее)
Воспитатель: - Я предлагаю вам объединиться по парам, Договоритесь, кто у вас в паре будет измерять расстояние, а кто – откладывать фишки. Зачем нам понадобятся фишки, что может быть фишками? (фишки нужны чтобы зафиксировать, сколько мерок было отмерено на данном отрезке пути; фишками могут быть любые мелкие предметы.) И не забудьте, правило: фишка ставиться в конце каждой отложенной мерки – сегодня это будет носок вашей обуви. (Воспитатель расставляет пары детей между указанными ориентирами на ковре (дом - 2 дуба,2 дуба - родник, родник - утес, утес – грибная поляна. Дети взяв с собой фишки) приступают к работе)
Воспитатель: - Какое расстояние пути прошла первая пара от начала пути до 2 дубов? (ответ детей) - Какое количество мерок было отмеряно у второй пары от 2 дубов до родника? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у третьей пары от родника до утеса? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у четвертой пары от утеса до грибной поляны? (ответы детей)
Воспитатель:- Нюша, ребята узнают каждый раз что-то новое и полезное, чтобы стать настоящими картографами. Ты знаешь, кто такие «картографы»? Ребята, а вы догадались что обозначает слово «картограф»?
(Профессия взрослых, связанная с рисованием карт)
Воспитатель:- Правильно, картография — (от греческого - «карта» и– «рисовать») наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.
Предметами изучения картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Результатом труда картографов являются образно-знаковые модели пространства в виде : плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Картография появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была). Сохранились карты в форме наскальных рисунков. Первые известные карты относятся к небу, а не к земле. Точки (наскальный рисунок, найденные на стенах пещеры в Турции изображают часть ночного неба, три яркие звезды Вега, Денеб и Альтаир (созвездие Летний треугольник).
Самые ранние карты в Китае были найдены во время археологических раскопок гробниц, это были шелковые карты, и карты, нарисованные черными чернилами на деревянных блоках.
( Показ древнейших карт на доске: Туринская папирусная карта — древнейшая бумажная карта в мире; Вавилонская карта мира.)
Воспитатель:- Ребята, вы хотели бы узнать секреты картографов при составлении карт? Если не знать этих секретов, то у нас с вами получится карта очень похожая на карту Смешариков. Я приглашаю вас с Нюшей в «Школу картографов».
(Детям предлагается сесть за стол)
Воспитатель:- Для точного изображения карт еще с древности человек определял стороны света (запад, север, восток, юг) : примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное — по месту восхода, а западное — по месту заката солнца. Старинные карты, в отличие от современных карт, ориентировались на юг. Я предлагаю вам зарисовать все 4 стороны света так, как показано на экране.
(Детям предлагается карточка для обозначения сторон света. Показ слайда «роза ветров)
Воспитатель: - Знание сторон света – было одним из секретов картографов.
- А вот изобретение одного загадочного предмета позволило морякам и путешественникам прокладывать курс в открытом море. Вооружившись этим предметом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания. Они оставили морские берега (к которым мореплавание было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плавание через океан. Послушайте загадку:
На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодиться - С ним нигде не заблудиться.
(Дети отгадывают загадку (компас). Воспитатель предлагает послушать историю изобретения компаса и посмотреть его иллюстрации.)
(Рассказ воспитателя об истории компаса, показ слайдов)
1. Первый компас, в переводе с китайского языка назывался “ведающий югом” и имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.
2. В Китае установлен памятник первому компасу.
3. Следующим изобретением считался намагниченный компас в виде железной рыбки. Рыбка нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. В воде она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. (При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.)
Далее ученые попробовали намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная китайским ученым Шэнь Гуа, была еще ближе к современному компасу: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку.
Воспитатель:- Ребята, а вы хотели бы сегодня поучавствовать в роли изобретателей компаса? (Воспитатель предлагает детям пройти к столу и посмотреть первый опыт)
ОПЫТЫ С НАМАГНИЧЕННЫМИ ИГОЛКАМИ
Воспитатель:- Ребята, а теперь вы возьмите 5 кружков картона с проколотыми точно по центру намагниченными иголками. На поверхность воды в своей тарелке (не железной) опустите 2 кружка с иголками острием вверх. Расположите их рядом на расстоянии 1 см. Что произошло с иголками?
(Иголки отплыли друг от друга на некоторое расстояние и замерли.)
- Магнитные силы уравновешены. Опустите на воду поплавок с третьей иголкой. В форме какой фигуры расположились ваши поплавки? (В форме треугольника)
- Добавляйте по одному поплавку и каждый раз рассматривайте образовавшиеся фигуры. Три иголки образуют треугольник, 4 – квадрат, 5 - пятиугольник или квадрат с одной иголкой в центре. (показ слайда)
(Если степень намагниченности иголок и сами картонные кружочки будут одинаковыми, то получатся симметричные фигуры.)
-
Воспитатель: - Ребята, вот вы и стали настоящими изобретателями. Я предлагаю вам рассмотреть современный компас и сравнить его показания с показаниями нашего «водного компаса»
(Дети получают каждый по компасу, рассматривают его. Взрослый рассказывает об устройстве и назначении компаса. Рассказывает, что стрелка компаса всегда указывает в одну и ту же сторону, ее нельзя повернуть в другую сторону (если она свободна и ее не зажимает специальный затвор, называет направления указанные на компасе: север, юг, восток, запад. Указывает, что стрелка всегда указывает на север, а противоположный конец стрелки указывает на юг, если встать лицом к северу, то справа будет находиться восток, а слева - запад, за спиной - юг.
На экране появляется изображение «розы ветров».
Детям предлагаются карточки, воспитатель просит ребят зарисовать стороны света) Встать лицом на север, куда указывает стрелка компаса, рассказать, что будет сзади, справа, слева. (юг, восток, запад)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, кому компас необходим в работе?
( Ответы детей: путешественникам, морякам, летчикам, туристам.)
Воспитатель:- Ребята, в настоящее время существует разнообразное количество компасов, давайте на них посмотрим.
(Показ слайдов с изображением разных видов компаса.)
Воспитатель: - Ребята, как хорошо мы с вами поработали, а заодно и Нюша узнала много нового. Нюша, ты действительно была хорошей ученицей.
Нюша: – Ребята, большое спасибо от меня и от всех Смешариков за то, что вы научили меня пользоваться компасом, я узнала о существовании 4 основных сторон света, узнала, как нужно измерять расстояния, как правильно наносить условные обозначения и обязательно использовать эти знания при рисовании карты.
Воспитатель: - Ребята, что еще мы сегодня успели рассказать Нюше? (Пользоваться условной меркой и масштабом для изображения разных размеров и расстояний, использовать для фиксации количества мерок фишками)
Нюша:- Я хочу сказать Вам большое спасибо за то, что вы были такими внимательными, активными и дружными, без вашей помощи я не смогла бы научить Нюшу.
(Воспитатель благодарит каждого ребенка за участие).