Татьяна Котко
Занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации к условия детского сада (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Каждая мама и каждый папа хотят, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей.
Публикация «Занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации к условия детского сада (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основными причинами тяжёлой адаптации к условиям ДОУ являются :
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
- наличие у ребёнка своеобразных привычек;
- не умение занять себя игрушкой;
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- не умение детей контактировать со своими сверстниками;
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Сами родители зачастую, испытывают тревогу за своего ребёнка, и сами привыкают к требованиям детского сада.
Для того чтобы у детей и их родителей адаптация к дошкольному учреждению, проходила легче, в нашем ДОУ психологическая служба вместе с педагогами, оказывают психолого-педагогическую поддержку детям и родителям. Только совместными усилиями можно добиться комфорта, уверенности, самоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Для знакомства детей и их родителей с детским садом и специалистами, которые работают в ДОУ. Я провожу занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации.
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.
Задачи:
• способствовать стабилизации психоэмоционального состояния;
• способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
• стимулировать ощущения ребё нка: зрительные, слуховые, тактильные;
• формировать самосознание, развитие Я-концепции;
• способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
• способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности;
• корректировать повышенную эмоциональную напряженность;
• обучать приемам релаксации;
• развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
• побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;
• способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.
Результатом такого совместного взаимодействия является то, что дети быстрее и легче адаптируются к ДОУ, внимательнее слушают взрослых, родители стали больше уделять внимания совместному проведению времени с ребёнком, это их больше сплотило, а так же выросли доверительные отношения не только со своими детьми, но и с педагогами ДОУ.
С самого рождения игра в жизни ребёнка приобретает большое значение.
В нашем современном мире родителям очень сложно найти время для того что бы просто поиграть и пообщаться со своим ребёнком, когда такие мероприятия проводятся в образовательном учреждении, родители с удовольствием посещают их. Для ребёнка важно, что сами родители участвуют в этом процессе. Взрослые, таким образом, своим личным примером убеждают ребёнка в том, что нужно вести активный и здоровый образ жизни. Находясь рядом с родителями, у ребёнка создается чувство защищенности и уверенности в себе.
Занятие № 1.
Цель: адаптация родителей и детей к дошкольному образовательному учреждению.
• Приветствие
Уважаемые родители!
Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребёнка : поступление в детский сад - новое для него место с незнакомыми взрослыми.
Естественная реакция на новизну - это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребёнок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребё нок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?».
Привыкание дошкольника к детскому саду - процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены.
Помочь ребёнку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
В дошкольном возрасте - это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребёнку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Порой у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся.
Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души. Затем можно провести эти игры с ребёнком.
• Игра «Назови сове имя»
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения
Знакомство родителей и детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребёнку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребё нка: «Как тебя зовут?».
• «Поиграй с мамой»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Упражнение 1. «Коза рогатая».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп! Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребёнка.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает. Ускоряя темп движения, мама забирается ребёнку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.
Упражнение 2. «Стенка, стенка».
Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок. Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребёнка, затем другой
Лба
Потом подбородка
Места над верхней губой
И кончика носа малыша.
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
Упражнение 3. «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле Ребёнок сидит на коленях у мамы спиной к ней. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребёнка.
Чтобы мельницы мололи, Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. Имитация лепки пирожков (ладони ребёнка соединяются).
Упражнение 4. «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем Идут за взрослым.
И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ! Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.
Упражнение 5. «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал! Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются врассыпную.
• Рисуем вместе «Зайка»
Предложить детям порисовать вместе с мамами.
3. Самостоятельная деятельность.
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
• Рефлексия
Что нового вы узнали о своих детях?
Какие эмоции вы испытали от игр с детьми?
Что вам понравилось в нашей встрече?
Что не понравилось?
• Прощание
Спасибо за участие! Вот на этой ромашке напишите свои чувства от сегодняшней встречи.