Елена Агеева
Заседание семейного клуба «Моя семья» Тема: «Именительные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание семейного клуба «Моя семья»
Тема : «Именительные истории»
Цель:
1. Повышать самооценку ребенка через имя и его индивидуальность. Продолжать формировать положительное отношение к своему имени, осознавать себя отдельно от других людей.
2. Расширять гендерные представления, закреплять знания детей о том, что их отчества произошли от имени папы.
Публикация «Заседание семейного клуба „Моя семья“ Тема: „Именительные истории“» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
3. Закреплять представления детей об особенном субъектном образе, умение призентавать себя через демонстрацию семейных ценностей.
4. Закреплять умение выступать на публике, грамотно выстраивать свою речь.
5. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
6. Воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям и к каждому участнику коллектива, признание его имени, как ценности данной семьи.
Ход заседания.
В зал входят дети за руки со своими родителями. Здороваются, ребенок называет свое имя, родитель – имя и отчество. Проходят на ковер и усаживаются (дети на маленькие стульчики, а родители на большие стулья, напротив своего ребенка).
Воспитатель встречает каждую семью, здоровается с каждым участником (Здравствуйте, Оксана Александровна, здравствуй Ваня) и предлагает присесть. Затем воспитатель тоже присаживается на стул.
Воспитатель:– Еще раз добрый день все участники заседания нашего клуба. На прошлом заседании мы с вами говорили об именах. И к тому же родителям давалось задание подготовить рассказ о том, почему вы дали своему ребенку такое имя. И подготовить сюрприз для своего ребенка. Уважаемые, мамы, вы готовы? Очень приятно.
– Как вы думаете, ребята, что такое имя? (ответы детей)
– А, что об этом думают наши мамы? (ответы родителей)
(Подвести всех к выводу, что имя – это название человека, данное ему при рождении)
– А почему имя необходимо человеку? (ответы детей и родителей)
– Как вы думаете, можно ли жить без имени? (ответы детей и родителей)
– Как можно было обратиться к человеку без имени? Эй – обидно, девочка – обернется много девочек, мальчик или человек – то же самое.
Воспитатель: – Давайте вспомним, ребята, как в племени индейцев называли своих детей? Какие имена давали детям при рождении? (У индейцев было два имени : ложное и истинное, которое скрывали, поскольку считалось, что тот, кто узнает настоящее имя человека, тот имел над ним власть, и мог распоряжаться его жизнью. А второе имя отвечало на вопросы: «Кто ты такой?»; «Что ты умеешь делать?»; «Чем занимаешься?».)
Игра «Имена индейцев»
Воспитатель кидает ребенку мяч и говорит: «Какое имя дали бы человеку, ели он хорошо слышит?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Острый слух».
(метко стреляет – Меткий глаз; быстро бегает – Ветер; девочка, родившаяся под утро – Утренняя звезда; добрый человек – Золотое сердце; человек с седой бородой – Белая борода; гибкий человек – Змея; меткий охотник – Ястребиный коготь; крупный, высокий человек – Большая гора; человек, у которого не было волос на голове – Лысая голова, Девочка, родившаяся ночью – Золотая луна, хорошо плавает – рыба, женщина, которая ткет ткань и шьет одежду – паук)
Воспитатель: – Сегодня я хотела вам рассказать о том, как появились имена на Руси.
Древнерусские имена представляют собой огромный интерес. Имена-прозвания человека древней Руси были разнообразны. Например, первому ребенку в семье давали имя – Первушка, второму – Вторак, третьему – Третьяк (отсюда потом произошли фамилии, например, Третьяков или Третьяк). Такие имена, как Черныш, Беляночка, Белой – данные по цвету волос и кожи. Имена животного и растительного мира – Щука, Заяц, Волк, Трава, Дерево, Орех и т д. имена давались и по человеческим качествам, например, Хлада – равнодушная, Храбр – храбрый мужчина. Имена присваивались и по другим внешним признакам. Например, по росту – Большак; особенности телосложения; по характеру – Добрыня – добрый, Любава – любимая, Миролюб – любящий мир; по времени рождения – Ждан – долгожданный ребенок. А такие имена, как Иван, Александр, Петр, Андрей, Марина, Татьяна, Елена, Анна и другие, раздавались людям при крещении Руси, и пришли к нам из Византии.
Воспитатель: – Кроме имен у людей есть еще и отчества. От чьих имен произошли ваши отчества? (от имени папы)
– Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло Солнышко. Оно знает ваши имена, но не помнит ваши отчества. Чтобы Солнышко вспомнило ваши отчества, я вам предлагаю поиграть в игру «Клубочек». Этот клубочек не простой, он солнечный, в него собранны солнечные лучи. И мы сейчас с вами попробуем размотать этот клубочек.
Игра «Клубочек».
Дети садятся вместе с воспитателем на полу по кругу. Воспитатель говорит: «Моего папу зовут Виктор, значит я Елена Викторовна. Вика, а как твое имя отчество?» – и перекатывает клубочек Вике. Дети двумя пальцами левой руки придерживают нить, называют свое имя отчество и правой рукой перекатывают клубочек следующему ребенку.
Солнечный клубок мы размотали,
Тянется к нам солнечная нить.
Хорошо, что можно,
Хорошо, что можно,
Каждому по солнцу подарить!
Воспитатель: – Посмотрите, какое солнышко у нас получилось! Это солнышко ваших имен и отчеств.
– Самый сладкий звук для человека – это его имя. Поэтому очень важно любить свое имя, гордиться им, принимать таким, какое оно есть. А для того, чтобы в полной мере гордиться своим именем, важно знать его историю и смысл.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?
– Расскажите, ребята, что означает ваше имя? (дети рассказывают о значении своего имени).
Воспитатель: – Уважаемые, родители, а вас мы попросим поддержать своих детей и дополнить их рассказ своим рассказом о том, почему вы именно такое дали имя своему ребенку, как вы выбирали имя для своего ребенка и подарить сюрприз, специально приготовленный для своих детей. (В конце своего рассказа каждый родитель дарит символ имени своему ребенку и объясняет, почему он выбрал именно этот символ. Например, Ксения – значение имени – чужестранка, путешественница. Поэтому я хочу подарить своей доченьке атлас мира, который пригодится ей в школе).
(Воспитатель показывает детям макет «Солнышко».)
Воспитатель: – Посмотрите, какое красивое у нас солнышко, и я предлагаю вам сделать его символ нашего мероприятия. У солнышка нет лучей. Давайте украсим лучи нашими именами и добавим их к Солнышку.
Аппликация: на лучи методом обрывания каждая семья приклеивает имена детей, а затем лучи прикрепляются к солнцу.)
Воспитатель: – Этот символ – Солнышко мы поместим в нашей группе, чтобы оно радовало нас всегда.
– Сколько много разных имен и символов мы здесь разместили, и у каждого имени свое значение. Сегодня вы, ребята, узнали, как вам выбрали ваше имя мамы и папы. Как они радовались и ожидали ваше появление на свет и от этого стало на душе тепло и солнечно. Ваши мамы подарили вам символы вашего имени. Берегите их, они обязательно принесут вам удачу и помогут исполниться вашим желаниям.
– Спасибо всем за активность и старание. До новых встреч.
Библиография.
1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина Л. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2008 – 128с.
(Приложение к журналу Управление ДОУ)
2. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет: познавательно –игровые занятия, 2012
3. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. :Мозаика-Синтез, 2006.
4. www. mezoamerica. ru/undiansinorth/ojibwe_ names. htme Северная Америка. Индейские имена.
5. www. kakzovut. ru/proishozhdenie – imen-na-rusi. html Происхождение имен на Руси. Как появились имена?