Лучший педагог года

Консультация «Застенчивые дети»

Мария Радионовна Володенок
Консультация «Застенчивые дети»

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство.

В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, без причинном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению. Синонимы застенчивости - робость, молчаливость, социальный страх, социальное беспокойство, интроверсия, коммуникативная боязнь, скованное поведение.

Публикация «Консультация „Застенчивые дети“» размещена в разделах

Неуверенность застенчивого ребенка, для других людей блокирует складывающуюся у него потребностную и мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере осуществить имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

В своей книге «Застенчивость : что это такое и как с ней справляться» американский психолог Филипп Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением, которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе», которое периодически случается у многих людей.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении.

Слово "застенчивый" образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как "охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый".

Оксфордский словарь английского языка пишет, что впервые в письменном виде в английском языке слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся».

По мнению В. Джонса и Б. Карпентера (W.Jones, B. Carpenter, 1986, застенчивые люди описывают себя как «неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество».

Таким образом, застенчивость затрудняет адаптацию в обществе и социализацию в целом. Застенчивые дети испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы и поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущи застенчивым людям и делают их очень уязвимыми в обществе.

Но иногда, застенчивость имеет и положительные стороны, если конечно речь не идёт о гиперстеснительности ребенка. Тем не менее, не малая часть педагогов придерживается именно такой точки зрения. Зачастую детская застенчивость воспринимается школьными учителями и воспитателями как положительная черта.

Многим педагогам, такие дети очень удобны тем что, без всяких вопросов они робко выполняют поручения воспитателя. Застенчивые дети, как правило, менее активны, а физическая подвижность всегда мешает процессу обучения.

С застенчивым ребенком никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Он – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей и воспитателей.

Одобрение застенчивости педагогом, может породить нездоровое подражание слишком скромному ребенку. И если застенчивый тип поведения принимается за образцовый, то активный ребенок моментально впитывает пример такого поведения, перенимая манеру общения, ведь она одобряема взрослым человеком. Их часто ставят в пример другим детям, а на родительском собрании застенчивость ребёнка выдаётся за примерное поведение и отличное воспитание.

Проблема застенчивости в том, что внешнее несогласие ребёнка с чем-либо может вызвать внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Тогда-то мы и получаем серьёзные проблемы как психического характера, так и физического.

Именно поэтому, застенчивому ребенку жизненно необходимо повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься.

Для коррекции застенчивости, как методическим средством, можно прибегнуть к подвижным играм. Ведь застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогает детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.

По мнению Д. Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений.

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историческое, познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в настоящее время.

Выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670) высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т. е. и развитием здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для жизненной деятельности, или всем этим одновременно».

Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно, и в полной мере выявляют свое внутреннее «я», швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы»Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы» У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг уединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит,.

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?»Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?» Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна. Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные.

Консультация для родителей «Интернет и дети»Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.

Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..

Шахматы и дети. Консультация для родителейШахматы и дети. Консультация для родителей Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Застенчивые дети»
Опубликовано: 16 июля 2021 в 07:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД