МААМ-картинки

Завершающий этап арт-терапии

Оксана Махота
Завершающий этап арт-терапии

Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психокоррекции.

Психолог и ребенок должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход ребенка из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.

Публикация «Завершающий этап арт-терапии» размещена в разделах

Поскольку завершение терапии может сопровождаться оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый ребенком опыт расставаний, они должны быть специально проработаны. Необходимо также учесть, что сопровождающие этот этап сильные переживания характерны не только для ребенка, но и для психолога, а это диктует необходимость адекватного выражения и анализа им своих переживаний.

Основные задачи психолога на завершающем этапе арт- терапевтического процесса:

1) создание условий для выражения ребенком своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;

2) продолжение «диалога» с ребенком, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;

3) фокусирование внимания ребенка на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;

4) привлечение внимания ребенка к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.

Переживания ребенка на завершающем этапе :

творческая продукция может приобретать драматический оттенок; деструктивные проявления ребенка с попытками уничтожения ранее созданных работ, так как ребенок способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях и ему нет необходимости «цепляться» за свою продукцию.

Предоставляя ребенку возможность выразить связанные с завершением арт-терапии сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструкции ритуального, символического характера, психолог в то же время сохраняет с ребенком обратную связь.

Психолог не должен препятствовать отреагированию ребенком своих чувств подобным образом и оставлять его действия без внимания и обсуждения.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт- терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего дети просто оставляют свои работы психологу, теряя к ним интерес. При этом иногда ребенок может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психологом или на продолжение арт-терапевтической работы. В некоторых случаях ребенку просто негде хранить свои работы.

Определенная категория детей выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент забирает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Д. Винникотт, и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает ребенку дистанцироваться от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, забирая свои работы с собой, ребенок может вновь и вновь возвращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.

Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия ребенка в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им творческую продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша-щем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.

В глазах некоторых детей их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении арт-терапевтического «соглашения» и сообщая ребенку, как его творческая продукция будет использоваться в дальнейшем.

Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее.

1. Прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств, что связано:

- с укреплением личных границ ребенка;

- совершенствованием механизмов его психологической защиты;

- растущим дистанцированием от психолога;

- развитием у ребенка новых потребностей и форм поведения;

- интериоризацией ребенком опыта арт-терапевтической работы.

2. Поддержка системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующему переживанию состояния «кризиса» и утраты равновесия.

3. Достижение системой ее целей (что связано с получением определенных психокоррекционных результатов, выражающихся в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования ребенка).

Публикации по теме:

Детские велогонки Kids Race в Калининграде. Второй этап. ФотоотчетДетские велогонки Kids Race в Калининграде. Второй этап. Фотоотчет Kids Race – это детские велогонки, в которых мальчики и девочки от 2 до 14 лет преодолевают установленные дистанции за наименьшее время,.

Фотоотчёт «Мы сдаём ГТО. I этап спартакиады»Фотоотчёт «Мы сдаём ГТО. I этап спартакиады» ГТО у дошколят Бодрые и веселые мы идем на стадион Внимание! Внимание! На нашем стадионе начинаются спортивные соревнования Дорогие.

Календарно-тематическое планирование по арт-терапии .

Конкурс «Лучший двор детского сада» (зимний этап)Конкурс «Лучший двор детского сада» (зимний этап) 10 февраля в нашем детском саду состоялся первый этап конкурса " Лучший двор детского сада"- зимний вариант. Трудная была работа. Ждали.

Музей пряника и не только. Завершающий фото репортаж о городе-герое ТулеМузей пряника и не только. Завершающий фото репортаж о городе-герое Туле Догадались, что это? Да!Это пряник!Настоящий Пряник-гигант!Его вес 50 кг и он реально удивляет своими размерами в "Музее пряника".Я продолжаю.

Основной этап проекта с детьми 5–6 лет Весёлые краски!Основной этап проекта с детьми 5–6 лет Весёлые краски! Основной этап реализации проекта «Весёлые краски» с детьми 5 – 6 лет. (краткосрочный проект, 2 недели) Цель: формирование художественно-творческой.

Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка»Основной этап проекта в средней группе «Воздух — невидимка» Основной этап проекта в средней группе «Воздух – невидимка» (краткосрочный проект, 2 недели)Цель: формировать представления детей о воздухе.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями»Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями» Цель собрания: создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Завершающий этап арт-терапии
Опубликовано: 23 октября 2022 в 11:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД