Наталья Добрынина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Счастливый ребенок – это прежде всего такой ребенок, которой здоров. Здоровый ребенок полон энергии, что позволяет ему хорошо питаться, правильно развиваться (как интеллектуально, так и физически). Но наша жизнь такова, что в данное время все больше детей рождается с теми или иными заболеваниями. И такие дети попадают в детский сад. Наша цель сохранить и приумножить здоровье наших подопечных. Перед нами становиться такой вопрос: «Как это сделать?» Постараемся на него ответить.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Очень важную роль в этом играет психоэмоциональное состояние, то есть в детском саду ребенок должен чувствовать себя спокойно, не испытывать никакого напряжения. Для этого мы обязаны окружить его любовью, заботой, постараться найти правильный подход к каждому. Научить его взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, с социумом в целом.
Не менее важна физическая активность ребенка в течение дня. Занятия по физической культуре сами по себе предполагают физическую активность. На музыкальных занятиях – это музыкальные игры разной степени подвижности, танцы. Что касается остальных занятий (математика, развитие речи, рисование, аппликация, лепка, конструирование, то здесь применимы различные физминутки, соответствующие тематики занятия.
Вот несколько таких физминуток, для примера, собственного сочинения:
Осень. (физминутка)
Тихими шагами (дети идут по кругу на носочках)
Осень к нам приходит, (дети идут по кругу на пятках)
С листьями играя, (дети идут по кругу обычным шагом, руки в стороны; работают кисти рук – вверх-вниз)
Хороводы водит. (дети берутся за руку и идут по кругу, в одну – по том в другую сторону, по сигналу)
Падают дождинки,
В лужи превращаясь, (дети стоят в круге, лицом друг к другу и шлепают губами, изображая капельки дождя)
И шумят травинки,
С ветром забавляясь. (дети трут ладошку об ладошку, изображая шум травы на ветру)
Зарядка (физминутка, игра-подражание: «Дружная»
Дружно в лес мы все пойдем, все пойдем. (ходьба по кругу)
Дружно ягоды найдем, все найдем. (наклоны с продвижением вперед - имитируем сбор ягод)
И орешки соберем, все орешки соберем. (ходьба на носках)
Через кочки перепрыгнем: прыг да скок, прыг да скок. (прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед)
Повстречали мы медведя: топ да топ, топ да топ. (идем по кругу и топаем поочередно ногами)
Волка тоже повстречали: он зубами щелк да щелк. (локти соединены, руки вытянуты вперед -изображаем открытие и закрытие рта)
Вдруг лису мы увидали, все хвостами завиляли. (изображаем лисью походку)
Тут зайчишка появился; испугался - схоронился. (присели - закрыли лицо руками, встали - открыли)
Много ягод мы набрали, ох, устали, ох, устали. (вдох через нос - выдох через рот)
На полянке посидим, на друг друга поглядим. (сели на пол, ноги вытянуты в середину круга; повороты головой влево -вправо)
А теперь пора домой, ты да я, да мы с тобой. (встали в круг и взялись за руки)
Дом большой и дружный очень. (сделали большой круг - сошлись в середине 2-3 р.)
Хорошо в нем днем (подняли руки вверх и зашевелили пальчиками - изображаем, как светит солнце) и ночью (ладошки соединили и положили голову - показываем, как мы спим)
А зовется дом - "Земля", его любишь ты (показываем пальцем на товарищей) и я (ладошкой прикоснулись к своей груди)
Зарядка (физминутка). Игра звукоподражание: «На лугу».
Коров пастух
Привел на луг. (идем по кругу)
Стадо мычит
Спасибо говорит (голову тянем вперед и говорим протяжное му.)
Очень вкусная трава,
Идет кругом голова. (вращения головой в одну потом в другую стороны)
Бегают коровки
По лужочку ловко. (бег на месте)
Другой пастух
Коз ведет на луг. (идем по кругу)
Ме - ме - ме (дети подражают козе)
Спасибо тебе!
Очень сочная трава
Дарит силы нам она (руки в стороны, потом к плечам, сжимая кулаки. Показываем силу.)
Козочка прыгает
И ногами дрыгает. (руки на поясе; прыжки: ноги вместе - ноги врозь)
Потом кони пришли
Были рады и они. (прыжки на двух ногах с хлопками над головой)
И-го-го, иго-го (подражаем лошади)
Сколько травки, о-го-го!
День прошел
Садится солнце. (приседания)
Кони, козы и коровы, -
Все домой идти готовы. (идем по кругу)
Говорит корова: му. (дети говорят, как коровы)
Завтра снова я приду.
А коза сказала: ме. (дети говорят, как козы)
Травки, ты, оставь и мне!
Кони иго-го сказали (дети говорят, как лошади)
Всем до встречи! - Ускакали. (дети приставным шагом, правая нога впереди, левая догоняет. Дети возвращаются на свои места.)
Зарядка (физминутка). «Домашние животные».
И утята, и котята,
И козлята, и щенки,
Все собрались на зарядку,
Чтобы силу обрести. (Собираемся в круг.)
Головой кивает утка,
Повтори и ты малютка. (Наклоны головой 5-6 раз.)
Кошка вертит головой,
Ну и мы не отстаем. (Вращение головой в одну и другую стороны по 5 раз.)
Козлик ноги разминает,
На носочках он шагает. (Ходьба на носочках по кругу.)
А потом утятки,
Ходят все на пятках. (Ходьба на пятках по кругу.)
Бегает собака
На окрепших лапах. (Легкий бег по кругу.)
То за мухою понесется,
То обратно развернется. (Бег по кругу с разворотом по сигналу "стоп".)
И утенок, и котенок,
И козленок, и щенок,
Тянут-тянут свои лапки,
Тянут прямо в потолок. (Поднимаем руки вверх.)
А потом на плечи - скок. (Руки на плечи.)
Ну и снова в потолок. (Руки вверх.)
Повторим еще разок. (5-6 раз.)
А сейчас наклон вперед,
И теперь на оборот. (Наклоны вперед - назад.)
Вот теперь попрыгаем,
Ножками подрыгаем. (Прыжки ноги вместе - ноги врозь.)
Мы немножко отдохнем,
Носом резко все вдохнем,
Ртом протяжно выдыхаем. (5-6 раз.)
И зарядку продолжаем.
Шагом марш! Идем по кругу. (Ходьба с высоко поднятыми коленями.)
Взглядом ищем рядом друга! (Смотрим в затылок товарищу, чтоб круг не поломался.)
Все, закончилась зарядка,
Со здоровьем все в порядке!
Подвижная игра: "Ласточки".
Цели: развивать память, речь, умение совершать действия в соответствии с текстом; закрепить умение двигаться хаотично, не сталкиваясь друг с другом; воспитывать уважение к своим товарищам и любовь к братьям своим меньшим.
Ход игры:
Дети сидят на своих стульчиках - это гнезда.
Ведущий произносит слова (это либо воспитатель, или ребенок, запомнивший уже слова). Ласточки (дети) покидают свои гнезда (стулья).
Ласточки, кружитесь!
На землю не садитесь!
(Дети - ласточки, двигаются хаотично по группе и плавно размахивают руками (крыльями, которые выставлены в стороны.)
Как скажу я:" Раз, два, три",-
Сразу гнездышко займи!
(Дети возвращаются на свои стулья)
В гнездышке сидите!
Птенчиков кормите!
(Дети, сидя на стульях, поворачивают голову вправо - влево, словно кланяются, имитируя кормление птенцов.)
А в программе Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» автор предлагает во время подготовки занятия (дети самостоятельно готовят рабочее место) подлезать под столами на четвереньках, чтоб находиться в постоянном движении. Столы стоят буквой «П», в середине стоит стол с материалом (кисти, салфетки и т. д., дети подныривают под свой стол, ползут берут к примеру стакан с кистью ставят на стол, потом подныривают под стол смотрят все ли готово к работе, снова подныриваю и так до тех пор, пока рабочее место не будет готово. (На четвереньках - отдыхает позвоночник, кисть руки вся задействована при ползанье – разминается и готовится к продуктивной деятельности). Также автор предлагает использовать так называемые «Минутки шалости» - это обычно танец, под музыку с воспитателем, соответствующий тематике дня.
Что еще можно использовать для оздоровления?
- дыхательные упражнения
- упражнения для глаз
- упражнения для укрепления спины
- пальчиковая гимнастика
- артикуляционная гимнастика
1. Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу - вверх.
2. У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.
3. Язычок наш молодец,
Достает он леденец!
Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.
4. Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
и т. д.
- дорожка здоровья
- утренняя гимнастика
- гимнастика пробуждения
- полоскание полости рта, после принятия пищи
- воздушные и солнечные ванны
- закаливание
- подвижные игры на прогулке и в группе разной степени активности
- детская йога
Упражнения выполняются под легкую приятную музыку.
Цель: Привести все группы мышц к рабочему состоянию.
«Загораем».
Дети лежат на спине с закрытыми глазами. «Представьте себе, как вы лежите под теплым солнцем, а по ясному голубому небу плывут белые пушистые облака.
Упражнение выполняется две минуты.
1. «Здравствуй, солнышко»
Встанем на коленки.
Вдох – потянуться, ручки вверх, выдох – опустить ручки, расслабиться.
Повторяя упражнение, на вдохе отводим ножку назад, вдох – исходное положение.
Упражнение выполняется два - три раза.
2. «Киска просыпается»
Стоя на четвереньках. Вдох – подтянуть под себя согнутую ножку, выдох – встать на четвереньки, подняв голову и выгнув спинку.
Упражнение выполняется два - три раза.
3. «Мы – цветочки»
Сядем, скрестив ноги, руки на коленях ладошками вверх, глазки закроем, расправим плечики, потянемся вверх (будто тянут за веревочку, привязанную к затылку).
Упражнение выполняется три раза.
4. «Березки»
Ляжем на спинку. Поднимая ножки вверх, сделаем стойку на лопатках. И тянем ножки к солнышку.
Упражнение выполняется два - три раза.
5. «Мостик»
Делаем мостик из положения, лежа на спине.
Упражнение выполняется два раза.
6. «Птички»
Стоя, слегка согнув колени, руки в стороны. Вытянем шею – птичка летит. Вдох – выпрямить ножки, опустить ручку (спинку тянем). Выдох – согнуть ножки, поднять крылышки.
Упражнение выполняется три раза.
Улыбнемся – денек замечательный, настроение – прекрасное!
К каждому из пунктов можно найти подходящие комплексы упражнений, соответствующие возрасту и физической подготовке детей, в интернете или специализированной литературе.
В своей работе я использую все выше перечисленные способы оздоровления детей. Когда какой-либо комплекс освоен большей частью группы детей, мы делаем фотоотчет и выпускаем групповую стенгазету с подробным описанием упражнений, чтоб дети совместно с родителями могли делать подобные упражнения дома.
бязательно указываем цели каждого комплекса упражнений. И детям рассказываем о том, как положительно действуют конкретные упражнения на наш организм (старшая и подготовительная группы). Оздоравливайтесь и вы, пусть наши дети растут здоровыми!