Светлана Ивановна Данилова
Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться информацией по проблеме здоровьесбережения в системе дошкольного образования. Я выбрала эту тему себе для самообразования не случайно. Во -первых, я сама веду физическую культуру в группе, во-вторых, эта тема не совсем понятна, если не вникать очень сильно в содержание. Сегодня хочу поделиться тем, что даю родителям своих воспитанников для самообразования.
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, Консультация для родителей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Здоровьесберегающая деятельность (ЗСД) в дошкольном образовательном учреждении является структурным компонентом педагогической системы ДОУ, которая, несмотря на свою относительную независимость, является ее неотъемлемой частью.
Т. С. Овчинникова рассматривает здоровьесберегающую деятельность ДОУ как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, характеризуя каждый из них и определяя место и значение каждого элемента системы в общей структуре:
• цель — организация ЗСД в ДОУ, которая позволит повысить эффективность качества образования;
• педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды учреждения, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающую ее части;
• содержание воздействия включает программы различных направлений здоровьесберегающих мероприятий;
• средства воздействия — методы, технологии и приемы воздействия в рамках различных направлений работы в системе ЗСД;
• формы организации деятельности — групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т. д.
• объект воздействия — воспитанник ДОУ, на которого направлены все педагогические, лечебные и психологические воздействия, психическое и физическое здоровье которого является одним из главных критериев качества педагогической системы и валидности мер воздействия;
• результат педагогического воздействия — положительная динамика развития детей, стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка подготовительной группы, соответствующего по всем параметрам школьной зрелости и готовности к обучению в школе.
Поскольку педагогическая система выполняет заказы государства, общества, то цели приходят извне. Если они совпадают с потребностями педагогической системы, то становятся ее внутренними целями. Если эти цели совпадают с потребностями человека, тогда они становятся внутренними целями этого человека.
В этом случае необходимым элементом воспитания становится формирование ответственности за свое здоровье и умений поддерживать его. Эту задачу в наибольшей степени могут осуществить ДОУ, целью которых является обеспечение психофизического здоровья всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, независимо от их индивидуальных особенностей.
Осознание этой цели обеспечивает определенную гарантию ее достижения или, как пишет В. А. Якунин (1988, чем яснее осознается и понимается цель, тем больше вероятность, что она будет достигнута.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в различных формах: медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой и коррекционной, образовательной, социально-психологической и информационно-просветительской.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Задачи этой деятельности :
• организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
• организация профилактических мероприятий;
• организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов (СанПиНов);
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой
деятельности :
• развитие физических качеств;
• контроль двигательной активности и становление физической
культуры дошкольников, закаливание;
• гимнастика;
• массаж и самомассаж;
• формирование правильной осанки;
• оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах;
• воспитание привычки повседневной физической активности.
Реализация ее осуществляется в основном инструкторами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Спортивно-досуговая деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в районных, городских и прочих соревнованиях, посещение детьми в свободное время спортивных кружков и воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
Образовательная здоровьесберегающая деятельность — это, прежде всего, воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников. Цель ее — осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений беречь его.
Социально-психологическая деятельность — обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников. Реализацией ее в ДОУ занимается психолог посредством специально организованных занятий или воспитатель и специалисты в текущем педагогическом процессе.
Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом. Ее задача — разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни (ЗОЖ) как особую витальную ценность.
Содержанием всех этих форм деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно привести к реализации намеченной цели — воспитанию здорового ребенка.
Спасибо за внимание!