Папки-передвижки

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

юлия глушкова
Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д.

Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение его к ценностям культуры. Успешное социальное развитие и гармоничное формирование личности ребенка, возможно только при условии внедрения в систему ДО целостного компонента духовно-нравственного воспитания. В этом направлении, по реализации духовно-нравственного воспитания, в Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется семье. Согласно его положениям семья становятся субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации. Поэтому педагогическому просвещению семьи придается приоритетное значение.

Публикация «Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

Актуальность исследования проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей обусловлена также потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Ведущим принципом в работе дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Как известно, основы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка на первоначальном этапе закладываются в семье, но источниками формирования духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста также может являться и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольного детства представлены в трудах представителей как зарубежной, так и отечественной классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Пирогова И. П., Рачинского С. А. и др.) и современных исследователей (А. А. Абрамова, О. С. Барило, М. Ю. Новицкая, Н. В. Микляева, Н. А. Платохина); теоретическое обоснование взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е. А. Александрова, А. А. Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В. А. Беляева, Е. П. Белозерцев, Е. Б. Евладова, В. М. Меньшиков, И. В. Метлик, Т. В. Склярова, А. Д. Червяков, Л. Л. Шевченко и др.). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного воспитания дошкольников через взаимодействие ДОО с семьей представлена фрагментарно.

Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости духовно-нравственного воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования духовности и нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы работы с семьей по расширению воспитательной компетенции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).

Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной разработать теоретическое обоснование и методические обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе взаимодействия с семьей, что, безусловно, будет содействовать разрешению противоречий.

В этой связи нами поставлена следующая цель - выявить педагогические условия взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО и экспериментально проверить их эффективность. Объектом исследования является – проблемы взаимодействия семьи и ДОО по формированию духовности и нравственности дошкольников, предметом исследования – педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В этом отношении нами сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности детей в дошкольной образовательной организации эффективен, если:

взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на формирование духовно-нравственных качеств детей;

основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи будут являться : включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми; педагогизация семейного воспитания и ее психолого-педагогическое сопровождение; стимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:

проанализировать степень научной разработанности проблемы;

раскрыть педагогическую сущность взаимосвязи понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «педагогическое взаимодействие»;

выявить проблемы воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников;

определить структуру и содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей;

разработать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающие формирование у детей духовности и нравственности и экспериментально проверить их эффективность.

Исследование данной проблемы будет проведено на базе МДОУ №19 г. о. Шуя Ивановской области.

Сведения о ходе изучения проблемы и анализе результатов исследования авторами будут представлены в следующих сообщениях.

Литература:

Джишкариани Т. Д., Сиренко В. М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С. 99. https://elibrary.ru/item.asp?id=23939902

Джишкариани Т. Д., Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Мальцева Е. А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. https://elibrary.ru/item.asp?id=24206817

Джишкариани Т. Д., Расстригина Н. А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования. - Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. https://elibrary.ru/item.asp?

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Из опыта духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации ФГОС в условиях партнерства дошкольного учреждения с социальными институтами Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.5 -2015. – С. 55-56. https://elibrary.ru/item.asp?id=24248574

Публикации по теме:

Устав — документ, регулирующий деятельность дошкольных образовательных организаций МКДОУ №11 п. Тамбукан Доклад на тему: «Устав — документ регулирующий деятельность организаций» 201_год Ответственный.

Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается,.

Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер - класса.

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Весовые измерения: играем и учимся» Мастер-класс «Весовые измерения: играем и учимся» Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: поделиться.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях .

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях г. о. Саранск В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше.

Консультация для педагогов дошкольных организаций «Воспитание сказкой» Статья «Воспитание сказкой». Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее содержание не вызывало у них большого интереса.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 17 марта 2016 в 00:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД