Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

юлия глушкова
Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д.

Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение его к ценностям культуры. Успешное социальное развитие и гармоничное формирование личности ребенка, возможно только при условии внедрения в систему ДО целостного компонента духовно-нравственного воспитания. В этом направлении, по реализации духовно-нравственного воспитания, в Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется семье. Согласно его положениям семья становятся субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации. Поэтому педагогическому просвещению семьи придается приоритетное значение.

Актуальность исследования проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей обусловлена также потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Ведущим принципом в работе дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Как известно, основы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка на первоначальном этапе закладываются в семье, но источниками формирования духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста также может являться и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольного детства представлены в трудах представителей как зарубежной, так и отечественной классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Пирогова И. П., Рачинского С. А. и др.) и современных исследователей (А. А. Абрамова, О. С. Барило, М. Ю. Новицкая, Н. В. Микляева, Н. А. Платохина); теоретическое обоснование взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е. А. Александрова, А. А. Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В. А. Беляева, Е. П. Белозерцев, Е. Б. Евладова, В. М. Меньшиков, И. В. Метлик, Т. В. Склярова, А. Д. Червяков, Л. Л. Шевченко и др.). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного воспитания дошкольников через взаимодействие ДОО с семьей представлена фрагментарно.

Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольниковв настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости духовно-нравственного воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования духовности и нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы работы с семьей по расширению воспитательной компетенции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).

Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной разработать теоретическое обоснование и методические обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе взаимодействия с семьей, что, безусловно, будет содействовать разрешению противоречий.

В этой связи нами поставлена следующая цель - выявить педагогические условия взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО и экспериментально проверить их эффективность. Объектом исследования является – проблемы взаимодействия семьи и ДОО по формированию духовности и нравственности дошкольников, предметом исследования – педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В этом отношении нами сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности детей в дошкольной образовательной организации эффективен,если:

взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на формирование духовно-нравственных качеств детей;

основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи будут являться: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми; педагогизация семейного воспитания и ее психолого-педагогическое сопровождение; стимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленной целью, объектом,предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:

проанализировать степень научной разработанности проблемы;

раскрыть педагогическую сущность взаимосвязи понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «педагогическое взаимодействие»;

выявить проблемы воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников;

определить структуру и содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей;

разработать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающие формирование у детей духовности и нравственности и экспериментально проверить их эффективность.

Исследование данной проблемы будет проведено на базе МДОУ №19 г. о. Шуя Ивановской области.

Сведения о ходе изучения проблемы и анализе результатов исследования авторами будут представлены в следующих сообщениях.

Литература:

Джишкариани Т. Д., Сиренко В. М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С. 99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902

Джишкариани Т. Д., Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Мальцева Е. А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817

Джишкариани Т. Д., Расстригина Н. А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования. - Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp?

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Из опыта духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации ФГОС в условиях партнерства дошкольного учреждения с социальными институтами Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.5 -2015. – С. 55-56. http://elibrary.ru/item.asp?id=24248574

Публикации по теме:

Устав — документ, регулирующий деятельность дошкольных образовательных организаций МКДОУ №11 п. Тамбукан Доклад на тему: «Устав — документ регулирующий деятельность организаций» 201_год Ответственный.

Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается,.

Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер - класса.

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Весовые измерения: играем и учимся» Мастер-класс «Весовые измерения: играем и учимся» Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: поделиться.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях .

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях г. о. Саранск В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше.

Консультация для педагогов дошкольных организаций «Воспитание сказкой» Статья «Воспитание сказкой». Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее содержание не вызывало у них большого интереса.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Этикет
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 17 марта 2016 в 00:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День качелей и каруселей на МААМ

«Карусель, карусель — это радость для нас. Прокатись на нашей карусели!» — словами песни известного мультсериала приглашаем присоединиться к очередному тематическому дню. Он посвящен качелям и каруселям,...

15 июля. День малины на МААМ

Малину знают и любят во всём мире, а особенно – в России. Сейчас в большинстве регионов нашей страны как раз собирают основной урожай малины. Дети и взрослые лакомятся спелыми ароматными ягодами; хозяйки...

Работа по программе «Вдохновение»
Начиная работать по программе «Вдохновение» в 2019 учебном году мы обозначили основные главные направления. Перв ое: наша работа должна быть...
Мастер-класс «Жучок»
Предлагаю вашему вниманию мастер –класс по изготовлению веселого жучка. Подарю тебе цветок С маленьким сюрпризом. Там живет один жучок С маленьким...
Детский мастер-класс по обрывной аппликации из газеты с элементами рисования «Ромашка»
Данный мастер-класс будет интересен педагогам и детям среднего и старшего дошкольного возраста и родителям, заинтересованным в совместном творчестве с...