Приложение МААМ

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Мастер-класс с детьми старшей группы с ОНР

Земфира Чепайкина
Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Мастер-класс с детьми старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Применение здоровьесберегающих технологий : дыхательной гимнастики, музыкотерапии, цветотерапии, ароматерапии, су-джок терапии, кинезиологии, релаксации в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Обучать детей методам и приемам сохранения здоровья и восста-новления сил через:

- дыхательные упражнения: «Запах Нового года», «Буря в стакане», «Ныряльщики», «Очищающее дыхание»;

Публикация «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, Мастер-класс с детьми старшей группы с ОНР» размещена в разделах

- упражнение, регулирующее мышечный тонус «Медуза»;

- массаж БАЗ «Неболейка»;

- самомассаж кистей и пальцев рук «Морские ежики»;

- кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос-хлопок», «Лезгинка»;

- релаксационное упражнение «Цветущий сад»;

2. Активизировать словарь признаков;

3. Формировать речевое диафрагмальное дыхание: короткий вдох – длительный плавный выдох;

4. Совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

5. Стимулировать работоспособность и мышление;

6. Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость, умение слушать и слышать звуки природы, музыку.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование; дольки свежих мандаринов; стаканчики с водой и коктейльными трубочками; костюм Морского Царя; массажные мячики; аромалампа, колокольчик, разноцветные ракушки.

Ход занятия:

1. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй!»

Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей со-прикасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы дети здороваются за руку друг с другом.

Сегодня у нас много гостей и мы очень им рады, правда, ребя-та? А давайте и с гостями мы также поздороваемся.

2. Оргмомент. Вступительная беседа.

Вопросы:

- Какой праздник самый веселый, самый волшебный и самый добрый? (Новый год).

- А, вы, помните запах Нового года?

- Чем он пахнет? (Конфетами, хвоей, мандаринами).

3. Упражнение на развитие длительного и плавного речевого выдоха “Запах Нового года”.

Вот они наши мандарины. С их помощью мы вспомним запах Нового года. Из-под салфетки достается блюдо с дольками мандарина, насажен-ными на шпажки, раздаются детям.

Глубоко вдохните носом, не поднимая плечи, а на выдохе произнесите фразу: “Ах, как вкусно пахнет!” Выполнить 3 раза. А теперь их можно скушать.

4. Активизация словаря признаков.

А теперь скажите, какой он, мандарин? (сладкий, кислый, желтый, оранжевый, круглый, маленький, ароматный, вкусный). Молодцы, как много слов придумали!

А какой праздник, Новый год? (веселый, долгожданный, добрый, любимый, радостный, замечательный, волшебный)

Да, ребята, волшебство всегда происходит в Новый год, но не только. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну, в Подводное царство. Хотите побывать в царстве Морского Владыки? А вам не страшно?

5. Дыхательное упражнение для формирования направленной воз-душной струи «Буря в стакане»

Чтобы произошло волшебство, и мы оказались на море, нужно вызвать бурю в стаканчиках.

Дети дуют через соломинку, опущенную в стакан с водой, чтобы вода забурлила. Следим, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Звучит шум моря. Слайд №1 Море

Вот мы с вами и на море.

Вот какое море –

Без конца и края.

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться.

Станет видно, кто там

В глубине таится.

6. Упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания «Ныряльщики»

А чтобы оказаться в подводном царстве нам нужно нырнуть глубоко-глубоко. Выполним упражнение «Ныряльщики». Встаньте на ножки, глубоко вдохните ртом, задержите дыхание, а теперь медленно приседайте и понемногу выдыхайте воздух через нос.

Звучит музыка волшебства «Колокольчики»

Слайд №2 Подводный мир

Как здесь красиво!

7. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Медуза»

Музыка … Слайды №3,4,5,6,7,8

Посмотрите, сколько здесь медуз, как они легко плавают. (смотрят слайды)

Слайд №9

Давайте и мы превратимся в медуз, поплаваем и выполним упражнение «Медуза» ( аккомпанемент - пианино: легкая и тревожная музыка).

Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно. (3 р.)

8. Развитие общей моторики. Музыкально-ритмическое упражнение на координацию речи с движением «Медузы»

Слайд № 10 Видео с музыкой «Танцующие медузы»

Посмотрите, ребята, медузы как будто танцуют. (смотрят видео)

Давайте станцуем вместе с ними.

Слайд №11 Танец «Медузы»

Звучит тревожная музыка. Вход Морского Царя Слайд № 12

Морской Царь сердито: Это кто здесь расшумелся? Кто разбудил меня, Морского Царя? И поболеть не дадут старику. А я простудился: кашляю, чихаю, горло болит, насморк и сил никаких нет. Ах вы, проказники, разбудили!

Логопед : Ваше Величество, Морской Владыка, мы совсем не хотели Вас тревожить, просто в вашем царстве так красиво и так весело. Вы, пожалуйста, не сердитесь на нас, а мы Вас вылечим. Наши ребята умеют делать массаж от простуды и Вас научат, правда, ребята?

9. Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка» (разработка Ларисы Габдрахимовой)

А массаж называется «Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Указательными пальцами растирают крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошки держим козырьком.

Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают движениями в стороны.

Морской Царь: Вот спасибо, ребята, кажется, мне стало легче, теперь буду делать этот массаж каждый день. А вы хотите поиграть с моими мор-скими ежиками?

Слайд № 13 Морские ежики

10. Самомассаж кистей и пальцев рук. Су-джок терапия. «Морские ежики»

Детям раздаются колючие массажные мячики.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Покатаем меж ладошек

Прямо и по кругу.

Пальчиками посжимаем

И покрутим тоже.

Ежика обнимем крепко

И подбросим ввысь.

Слайд №14 Заставка

11. Кинесиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо – нос – хлопок», «Лезгинка».

Ваше Величество, а наши ребята еще умеют делать гимнастику для мозга, которая помогает стать внимательным, активным, снять напряжение, страх и раздражение. Если Вы желаете, ребята вас научат, это очень полезно в любом возрасте.

1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости по-следовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

Морской Царь: Здорово, мне очень понравилось! Да после такой гимнастики я помолодел лет на сто. Спасибо вам. Но, наверное, вы устали и хотите отдохнуть? Я приглашаю вас в свой волшебный цветущий сад.

Музыка для релаксации «Ароматерапия» Слайд №15 Цветущий сад

12. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия.

Ребята, усаживайтесь поудобнее по-турецки, давайте представим, что мы в прекрасном цветущем саду. ( заранее зажигается приготовленная аромалампа с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

Сядьте, выпрямившись, спину держите прямо, ручки в кулачках перед грудью. Мы с вами выполним упражнение «Очищающее дыхание». Сделаем носом спокойный вдох, затем продолжительный интенсивный выдох через открытый рот со звуком «ха», одновременно выбрасывая руки вперед

Слайдов №16 Голубое небо

Представьте, что мы вдыхаем голубое небо легкое, чистое, спокойное (цветотерапия - голубой цвет оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя).

Слайдов №17 Дым

Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, беспокойства, страха и напряжения улетает далеко-далеко.

Чередование слайдов №18-19,20-21, 22-23 Голубое небо-Дым

Вдох — пауза, выдох — пауза. (2-3 раза)

Музыка для релаксации «Ароматерапия» Слайд №24 Цветущий сад

13. Релаксация «Цветущий сад»

А теперь ложитесь на ковер и расслабьтесь. “Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать”.

«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись

14. Рефлексия

Морской Царь: Ребята, какие вы молодцы, вылечили меня, зарядили бодростью, подняли настроение, за это дарю вам на память разноцветные ракушки. Выбирайте, кому какая понравится.

Дети выбирают из множества разноцветных, в том числе темных, ракушек, понравившуюся.

Эти ракушки волшебные, они помогут вам вернуться в детский сад. Нужно только сказать волшебные слова. Ракушечка волшебная, ребятам помоги! Ракушечка волшебная, в детский сад детей верни. А мне пора. До свидания!

Дети: Спасибо!

Логопед : Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте за-кроем глаза и скажем волшебные слова:

Ракушечка волшебная

Ребятам помоги!

Ракушечка волшебная

В детский сад детей верни.

Звучит музыка волшебства «Колокольчики» Слайд №25 «Д/с»

15. Итог

Вот мы и в детском саду. Понравилось вам в подводном царстве? А что больше всего запомнилось?

Сегодня мы с вами хорошо отдохнули, восстановили свои силы и можем приступить к другим занятиям. Мы выполнили много дыхательных упражнений и помните, ребята: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.

Публикации по теме:

Метод Су-Джок терапии Метод Су – Джок терапии Метод Су-Джок терапии обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре.

Схема музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий Примерная схема музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий Схема 1 Подготовительная группа (общая длительность занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Мастер-класс с детьми старшей группы с ОНР
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 13:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Мастер-класс с детьми старшей группы с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Земфира Чепайкина (УИ 61867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД