Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы

Смаль Евгения
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы
▼ Скачать + Заказать документы

. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Децим Юний Ювенал

Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но как не странно школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, детский организм ещё не успел адаптироваться к большой нагрузке, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы» размещена в разделах

Однако следует заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Какова же роль педагога?

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем кажется. Он не должен выполнять функции медицинского работника, просто должн работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он несет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему обеспечивать положительные педагогические результаты.

К таким качествам относятся следующие:

-способность к развитию и формированию личностных креативных черт;

- высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;

- знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;

- умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля;

- знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС здоровьесберегающие образовательные технологии становятся одним из приоритетных направлений.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011)

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения:

-средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

-гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий :

1. Отсутствие назидательности и авторитарности

2. Элементы индивидуализации обучения

3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4. Интерес к учебе, желание идти на занятия

5. Наличие физкультминуток

6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Статистика:

Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %. В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

Решение проблем.

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:

- изменить отношение педагога к ученикам – он должен принимать их такими, какими они являются.

- изменить мировоззрение учителя, его отношение к собственному жизненному опыту. Педагог должен научиться осознавать свои переживания и чувства с позиции здоровьесбережения.

- изменить отношение учителя к учебному процессу – требуется не только достигать дидактических целей, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Реализация этой задачи - сохранения у педагогов и учащихся здоровья, значит можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:

- разработать и реализовать представления о сущности здоровья;

-сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы;

-разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;

-познать индивидуальные особенности организма;

-уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства;

-внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе;

-сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Разнообразие подходов.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика, физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия, экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции ЗОТ имеют ряд функций:

Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.

Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.

Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.

Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.

Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический опыт по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.

Современный здоровьесберегающий урок любого учителя-предметника разнообразен.

Урок - главное место реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т. д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен :

- воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения» :

1. Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия :

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно, творческие задания и т. п. ,

-оздоровительные моменты на уроке : физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Структура современного здоровьесберегающего урока :

У каждого учителя свои методы, приемы.

Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Гиппократ.

В своей деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям. Так как мои уроки, это уроки связанные с физической нагрузкой учащихся, то в процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. В конце же уроков использую метод релаксации для снятия физической и эмоциональной усталости учащихся.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, напрягите все мышцы тела. Застыньте в этой позе на несколько секунд. Наклонитесь вперед и руки в стороны, чтобы они болтались. Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Повторить несколько раз.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и чувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется на голову, затем по лицу, по шее… Белый свет течет по вашим плечам… помогает им стать мягкими и расслабленными… (Пауза) Нежный свет течет дальше по груди… по животу… и по ногам, вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу, обволакивает вас полностью. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Этот свет наполнил вас свежим силами и энергией.

Релаксация проводится не только стоя, но сидя и лёжа ….

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии, это:

-снижение показателей заболеваемости учащихся, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Не только учителям становится легче и интереснее работать, но и детям, т. к. исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для творчества.

Как вывод, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж. -Ж. Руссо.

Все здоровьесберегающие технологии, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

«Здоровые дети – здоровая нация».

Публикации по теме:

Презентация «Здоровьесберегающие технологии» Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Аналитическая справка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» В период с 26.11.2018 г. по 30.11.2018 г. проходил тематический контроль «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

«Здоровьесберегающие технологии». Презентация Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии Слайд 1 – Тема: Здоровьесберегающие технологии. Слайд 2 Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ. Самое ценное, что есть у человека.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии» Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 32 «Калинка» Парфеновой Е. В. на КМО по теме: «Использование современных здоровьесберегающих.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Психогимнастика, этюды Этюд «Нехочуха» Цель: Помочь детям выплеснуть агрессию, раскрепоститься и снять мышечное напряжение. Развивать чувство юмора. Ребята, поиграем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы
Опубликовано: 25 марта 2019 в 09:52
+125Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы» (включая файлы) размещена пользователем Смаль Евгения (УИ 1712917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД