Светлана Петрова
Конспект занятия «Животный и растительный мир Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
(в соавторстве с Курдюковой Е. Ю.)
Цели:
- продолжать знакомить детей с животным и растительным миром Севера;
- учить различать животных и растения по внешнему виду;
- расширять знания о жизни животных и птиц в условиях суровых условиях холодной зимы;
- закреплять названия, повадки животных;
Публикация «Конспект занятия „Животный и растительный мир Севера“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
-расширять и конкретизировать представления детей о дикорастущих травах, уметь выделять характерные особенности;
- учить детей восхищаться родной природой, воспитывать интерес и бережное отношение к природе
-развивать любознательность и стремление изучать природу своего края.
^ Предварительная работа: фотовыставка «Животный и растительный мир Севера», рассматривание иллюстраций «Щедрые дары Севера», беседы о животных и растениях Севера.
Материал:
Карта “Животный и растительный мир Земли”; изображения животных (нерпа, баклан, северный олень, куропатка, лисица, зайца, росомаха, беркут, лемминг, орлан белохвостый, разрезанные на три части, каждое изображение в отдельном конверте;
медицинская аптечка, с засушенными растениями или иллюстрациями ромашки, черники, клюквы, подорожника, мать-и-мачехи, ягеля.
Листья рябины, березы, брусники, мать-мачехи, подорожника, ромашки.
Мягкие игрушки: белый медведь.
Музыкальное сопровождение:
фрагмент шумового эффекта «пурга» из сборника «Звуки окружающего мира» Т. Э. Тютюнникова; музыка Е. Крылатова «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
^ Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы начали рассказ о Севере. Мы летали в гости к Умке и Олешке, А сегодня…
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь,
Воспитатель: А сегодня Умка прилетел к нам!
^ Умка здоровается с детьми.
Воспитатель: Умка, Сегодня мы с ребятами хотим поговорить о животных, птицах и растениях Севера. Мы надеемся на твою помощь.
Воспитатель: Ребята, Умка любит играть и предлагает нам новую интересную игру. Хотите, поиграть? Игра называется «Сложи картинку». Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие животные и птицы изображены на картинках. (^ Нерпа, баклан, северный олень, куропатка, лисица, зайца, росомаха, беркут, лемминг, орлан белохвостый).
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а собрав эти картинки, я тоже хочу предложить вам игру. Моя игра называется «Хозяева Северных просторов».
^ Воспитатель предлагает детям составить загадку описательного характера.
Северный олень – домашнее животное жителей Севера, их запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелый груз.
Росомаха – может напасть на северного оленя.
Лемминг – маленький зверек, мех густой и пушистый и т. д. Воспитатель помогает детям по необходимости.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданиями. А теперь давайте поиграем солнышком. Как необычна природа на Севере, так и игры северян отличаются от знакомых нам игр.
^
Физкультминутка. Подвижная игра «Северное солнце»
Правила игры.
Дети стоят по кругу. Выбирают считалкой водящего-Солнце. Солнце приседает. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами “Солнце. Солнце. Солнце”. Солнце встает. Ребята, которые за Солнцем могут двигаться, те, кто перед Солнцем должны замереть. На кого Солнце указало лучиком, приседает. Выигрывают ребята, которых солнышко не заметило в движении. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какие растения Севера мы знаем?
^ Ответы детей.
Воспитатель: Растительный мир Севера беден, но все же, есть здесь даже цветы: полярный мак, разноцветные камнеломки. А еще у нас растут грибы и ягоды, лишайники, карликовые деревца, больше похожие на кустарники, например карликовая береза. Но и это еще не все. Сейчас я расскажу вам о Северной аптеке, а поможет мне вот эта, аптечная коробка, которую принес с собой Умка.
^ Воспитатель открывает аптечку и, читая стихотворение, достает растение или картинку с изображением растения.
Лечебная ромашка –
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья, словно лодочка.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Подорожник растет везде, но особенно много его у дорог, отсюда и название. Сорвешь листик, приложишь к ранке, и все пройдет. Отвар из листьев помогает при кашле.
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Я красна и кисла,
На болоте росла.
В Северной аптеке есть лекарства и для животных, больные звери сами находят себе нужные лекарства. Например, олени питаются ягелем, в нем много витаминов, во время войны, когда не было ваты, его использовали для перевязки раненых солдат, ведь ягель мягкий как губка.
А свои болота жители Севера называют ягодными. Как вы думаете почему?
^ Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, болота хранят свое богатство – ягоды. На болоте растет вкусная ягода и полезная ягода – морошка.
Воспитатель: Ребята я хочу показать Умке, что вы хорошо знаете растения Севера и предлагаю поиграть в игру «Найди листок».
^ Игра «Найди листок». Воспитатель предлагает детям изображения растительного мира Севера (рябины, березы, брусники, мать-мачехи, подорожника, ромашки) и листья этих растений. Дети должны найти, чей лист.
Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем в игру – превращение. Звучит музыка, и дети изображают пургу, северное сияние, представителей животного мира Севера (играют вместе с воспитателем.)
Воспитатель: Удивительна природа севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на помощь человеку и животным. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека вылечит. Но не следует забывать, что только при бережном отношении она будет нашим другом. Нам пора прощаться с Умкой, он улетает к себе, но мы с ним еще обязательно встретимся.
^ Занятие №3.
Жизнь людей на Севере.
Цели:
- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера : природа, жилища, одежда, труд;
- продолжать расширять представления детей о жизни на Севере;
- дать детям первоначальные знания о национальности – саамы;
- воспитывать в детях дружеские чувства, эмоционально-положительные отношения к людям другой национальности;
- обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
^ Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Люди Севера», беседы о людях, которые живут на Севере, об их быте, костюмах.
Материал:
- Кукла в национальном костюме саамов;
- Конверт с письмом;
- Иллюстрации о труде и быте саамов, национальные костюмы саамов;
- Стихотворение М. Шульгина «Олень»;
- цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисти для клея, заготовка варежки синего цвета.
^ Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по удивительному уголку нашей Земли, который называется…
Дети: Север!
Воспитатель: И я расскажу вам о людях Севера.
^ Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с письмом.
Воспитатель: Нам пришло письмо, давайте прочитаем его.
«Я пишу вам это письмо издалека. Я хочу, чтобы вы ждали моего приезда.
Кто я — сейчас не скажу. Напишу лишь, что зовут меня Ацци, и я скоро приеду к вам».
^ В этот момент младший воспитатель вносит куклу в национальном костюме саамов.
Воспитатель: А вот и наша гостья! Здравствуй, Ацци. Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях. Мы уже много знаем о Севере, а сегодня с ребятами мы будем беседовать и людях Севера. На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми, а у Ацци другая национальность, она саамка. На Кольском полуострове живут – саамы. Посмотрите на этих мужественных людей. (Показ иллюстраций). Они живут в очень тяжелых природных условиях, но, ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.
Воспитатель: Ребята, давайте, покажем, какую саамскую игру мы знаем.
Физкультминутка (с имитацией движений).
Полярное небо ночи темней, — дети скрещивают
Струйками пар из оленьих ноздрей, руки над головой, высо-
Хэй-хэй-хэй, ко поднимают ноги, со-
Ой, хэй-хэй. гнутые в коленях
Свистят по дороге полозья саней,
Поземка скользит и струится но ней. — имитируют скольже-
Хэй-хэй-хэй, ние саней по кругу
Ой, хэй-хэй.
И ветер с веселою песней моей
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй. — бег врассыпную под
Ой, хэй-хэй. музыку
Летит за оленями песня — мой друг,
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй, — повторение первого
Ой, хэй-хэй. движения
Воспитатель: Ребята, Ации, благодарит вас за игру. Ей очень нравиться, что вы знаете игру ее народа.
Воспитатель: Давайте продолжим наш рассказ. Ацци, рассказала, что живут саамы в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур. (Показ иллюстраций). Такие дома хорошо защищают от ветра и холода. Основное занятие саамов – оленеводство. Давайте, расскажем Ацци, что мы знаем о Северных оленях.
^ Рассказы детей.
Воспитатель: Послушайте, стихотворение, о Северных оленях.
Для колес, копыта, ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути!
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог, и ночь, и день,
Человеку честно служит
Быстрый северный олень.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивый наряд у Ацци. Головной убор у Ацци называется перевязка, красивый сарафан, и кофточка, которая называется бумазея. Давайте повторим эти названия.
^ Дети повторяют.
Воспитатель: А на ногах нашей Ацци – полусапожки, они называются каньги. Давайте повторим это название.
Дети повторяют.
Воспитатель: Все эти вещи изготавливали вручную, то есть шили сами. Саамские мастерицы шили и приговаривали.
Я решила каньги сшить,
Чтобы было в чем ходить.
Каньги сшить – задача сложная.
Наперво взяла я ножницы.
Вот и выкройка готова,
Стала койба ей основой.
Вот наперсток и игла,
Вот суконные тряпицы,
Бисер тоже припасла –
Важно все для мастерицы.
Среди будничного дня,
Крепкие, неснашиваемые,
Будут каньги у меня,
Празднично украшены!
Воспитатель: Посмотрите, чем и какими цветами украшают свою одежду саамы? (Показ иллюстраций)
^ Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, мы с вами, сделаем подарок, Ацци, и украсим варежки саамским узором.
Дети: Давайте!
Воспитатель предлагает каждому ребенку варежку синего цвета, полоски и квадраты желтой, красной бумаги. Предлагает детям, смотря на иллюстрации самим придумать узор варежки.
Воспитатель: Посмотри, Ацци, какие красивые у ребят получились варежки. Мы хотим их подарить тебе и твоим друзьям. Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться с Ацци, Мы будем еще ждать ее в гости, чтобы еще больше узнать о Севере.
Прощаются с куклой.
Воспитатель: Ребята, вам понравились наши путешествия по Северу? Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.