Журнал для родителей «Речь на кончиках пальцев»

Мария Севостьянова
Журнал для родителей «Речь на кончиках пальцев»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 10 «Малышок»

посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район

Автор:

педагог Севостьянова М. А.

Псебай 2015 г.

Играем пальчиками и развиваем речь!

В. А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». М. И. Кольцова и другие исследователи Института физиологии детей и подростков АПН РФ подтвердили связь пальцевой моторики и речевой функции. Развивая мелкую моторику пальцев рук, можно стимулировать речевое развитие, способствует формированию плавности движении, необходимых для навыка письма. При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

1. Очень полезны для развития пальцевребенка такие виды деятельности как:

• Лепка,

• рисование и раскраска,

• точное обведение контуров предметов,

• соединение точек линиями разного направления,

• штриховка разного уровня сложности

• составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала,

• работа с ножницами,

• пришивание пуговиц,

• нанизывание бус,

• мозаика.

• конструирование фигурок из палочек

Эти упражнения всегда интересны детям и повышают их работоспособность во время занятий дома.

Кроме этого, можно применять выполнение пальчиковой гимнастики и фигур из пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика- специальные движения пальцев рук, которые производятся совместно с речевым сопровождением. Это «Здравствуй, пальчик, «Семья», «Прогулка» и т. д.

3. Фигурки из пальчиковможно придумывать самим: стол, стул, дерево, заяц…

Речь и мелкая моторика-что общего?

«Рука - вышедший наружу мозг» - писал Кант.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Если малышу удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М. М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик - пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день применяются на практике. С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем - мелкие. С помощью одних развивают статическую координацию -удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

• Секреты артикуляционной гимнастики…

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

• Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

• На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

• Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

• Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

• Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

Статические упражнения для языка:

• — «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

• — «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.

• — «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

• — «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

• — «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

Динамические упражнения для языка:

• — «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

• — «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

• — «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

• — «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

• — «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Как воспитать ребенка здоровым

(советы родителям)

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.

Что же главное в воспитании детей?Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное — ребенок должен расти здоровым.

Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Так что же делать, чтобы ребенок был здоровым? С чего начать? Начните с самих себя. Поверьте, это не фраза. Это очень важное, даже обязательное условие.

На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают.

Человек появляется на свет с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Можно считать, что это подарок, который добрая волшебница природа кладет в колыбель каждого ребенка. Но, чтобы сохранить этот подарок, надо им умело пользоваться.

Весьма совершенны, например, естественные механизмы терморегуляции. В ответ на охлаждение в организме возникает сложная цепь реакций, способствующих быстрому уменьшению теплоотдачи, а в ответ на перегревание — ее увеличению.

. Иными словами, если ребенка закаляют, он будет более устойчивым к охлаждению (и не только к нему); если кутают, ограждают от малейшего дуновения воздуха, устойчивость к простудным и другим заболеваниям уменьшается.

Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Советы родителям:

1. Больше гуляйте с ребенком.

2. Летом загорайте, купайтесь, зимой – катайтесь на лыжах и коньках

3. Приучайте ребенка к занятиям физкультурой собственным примером. Начните с зарядки. Выполняя вместе с вами упражнения, ребенок получит дополнительные положительные эмоции.

4. Соблюдайте режим питания. Старайтесь разнообразить рацион малыша.

5. Правильно выбирайте приемы и способы закаливания.

Предлагаю вам, уважаемые родители, две несложные методики закаливания, которые помогут в укреплении здоровья детей.

Методика хождения босиком

Процедура проводится при температуре пола не ниже +18градусов. Прохладный пол воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребенка к температурным перепадам. Хождение босиком можно практиковать с двух лет. Процедура хорошо переносится детьми.

Первые 4-5 дней дети ходят в носках, а затем – босиком по 3-4 мин. ; ежедневно время на процедуры увеличивается на 1-2 мин. и постепенно доходит до 15-20 мин.

Методика полоскания полости рта

Лечебным действием обладает раствор с добавлением отвара лекарственных трав или минеральная

вода. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает и сплевывает. Процедура повторяется 3-4 раза. Дети

в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать рот, начинают эту процедуру при температуре воды 36-37 градусов. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1 градус до комнатной температуры.

Желаю вам успехов в воспитании здорового ребенка!

Публикации по теме:

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Стихотворение «Вместе мы сможем всё!» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Журнал для родителей «Речь на кончиках пальцев»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 13:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: Учить детей передавать в рисунке, сказочный образ птицы, придумывать необычные детали, через подбор цветовой гаммы. Задачи: учить детей...
Экономический квест «Поможем Буратино» для воспитанников 5–6 лет
В рамках тематической недели «Мир экономики» в нашей группе прошло занятие в форме экономического квеста «Поможем Буратино». Предлагаю Вашему вниманию...